Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем Нужна Приватизация Государственной и Муниципальной Собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
Что такое «Неприватизированная квартира»?
По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.
ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:
- Служебные квартиры
- Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
- Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)
Определение приватизации в нормативных правовых актах
Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно.
Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3/71991 г. гласит следующее: Приватизация — это «приобретение гражданами, акционерными обществами (партнерствами) от государственных и местных Советов народных депутатов в частную собственность долей (паев, долей) государственных и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (партнерств)» предприятий, предприятий, производственных мощностей, земельных участков, других объектов, входящих в состав самостоятельных предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидируемых предприятий и их подразделений. акций (паев, долей) приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, групп, профсоюзов и других хозяйственных обществ.
Также в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается продажа на рассмотрение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц.
Даже в российской экономической науке нет однозначного определения термина «приватизация». В целом под приватизацией понимается снижение или замедление темпов расширения государственного сектора. В более узком смысле под приватизацией понимается полная или частичная передача прав собственности на государственные и муниципальные факторы, средства производства, материальные активы, капитал акционерным обществам или частным лицам.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Объекты приватизации и их классификация
Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации.
Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.).
Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда и некоторых иных объектов.
Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших законах о приватизации, поскольку приватизация указанных объектов имеет особую специфику и регулируется специальным законодательством.
Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество.
Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. — приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. — приватизация имущества).
При этом под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий, находящиеся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Закон 1991 г. содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых, как уже отмечено, использовались неюридические понятия и термины.
К объектам приватизации относились: 1) предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий; 2) оборудование, здания, сооружения; 3) лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий; 4) активы ликвидированных предприятий; 5) доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
При этом под имуществом понимаются предприятия как имущественные комплексы, а также принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов.
Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.
Фактически приведенная классификация аналогична существующей в гражданском праве классификации вещей на разрешенные к обороту (оборотоспособные), ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота (ст.129 ГК).
Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 г. (разд.2) и Законе 1997 г. (п.3 ст.4).
Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации.
При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке.
Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Приватизация через акционирование в постсоветской России.
Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.
На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.
В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.
Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.
Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.
1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.
Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.
2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.
Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.
3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.
Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.
При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).
Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.
Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).
Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.
Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.
Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.
Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.
Формы и методы в современной России
Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:
- Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
- Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
- Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
- Конкурсная продажа.
- Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
- Продажа через публичное предложение.
- Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
- Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
- Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.
Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:
- Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
- Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
- Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.
Приватизация объектов государственной недвижимости
В настоящее время программа передачи государственного имущества в частную собственность продлена до 01 марта 2020 года.
В итоге, 10.02.2020 г. законодательным собранием РФ были внесены окончательные поправки в закон. На сегодняшний день приватизация становится бессрочной и безвозмездной для всех российских граждан.
Основные нюансы:
Граждане РФ, имеющие право на участие в приватизации могут от нее отказаться | т.е. приобрести право собственности на определенное имущество. Но своего права такие лица не утрачивают. Данный отказ должен оформляться в письменной форме и заверяться в нотариальной конторе |
Обязательное участие детей в программе | несовершеннолетние лица, проживающие в жилом помещении должны получать долю в праве собственности. Не допускается их отказ от доли в праве собственности в пользу другого лица. В случае нарушения прав лиц, не достигших 18-летнего возраста, сделка признается недействительной |
Как осуществляется приватизация в 2021 году
Многих людей интересует вопрос как приватизировать квартиру в 2021 году? Сейчас мы рассмотрим основные шаги приватизации, чтобы раскрыть продолжительный процесс приобретения государственного имущества в собственность.
Порядок приватизации в Российской Федерации закрепляется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178 – ФЗ. Именно в нем раскрываются все юридические тонкости и нюансы процедуры. Далее вы узнаете, как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2021 году, что основано на ключевых моментах указанного закона.
Этапы приватизации жилого помещения:
1 этап Подготовка документов
Фактически сбор документов это важнейший этап. Он занимает наибольшее количество времени. Рекомендуем осуществить сбор бумаг заранее.
2 этап Определение лиц, которые участвуют в приватизации
Приватизация затрагивает абсолютно всех тех, кто зарегистрирован и проживает в жилье. Поэтому вам надо либо получить согласие всех участников, либо же отказ.
3 этап Бюро технической инвентаризации
Далее нанимателю, претендующему на приватизацию имущества, необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации (далее БТИ). В БТИ ведётся учет состояние недвижимости. Обращение в БТИ необходимо для того, чтобы получить технический план помещения и подтвердить отсутствие перепланировки в квартире. В случаях, когда перепланировки были совершены, их необходимо узаконить и только после этого возможно получение обновленного технического паспорта жилого помещения.
4 этап Обращение в муниципалитет
Следующим этапом станет обращение к собственнику. Как приватизировать муниципальную квартиру? Относительно муниципального жилья перевод в собственность происходит с помощью обращения к соответствующему муниципалитету, который является собственником жилья и вправе выдать разрешение на дальнейшую приватизацию.
5 этап Обращение в Ресстр
После совершения вышеперечисленных действий будущий собственник должен обратиться в Росреестр для передачи необходимых документов для регистрации права собственности.
6 этап Оформление договора о приватизации
Завершающим этапом является получение выписки из ЕГРН и обращение в один из уполномоченных органов для подачи полного пакета необходимых документов для последующего оформления договора.
7 этап Получение квартиры в собственность
После совершения предыдущих шагов можно считать, что квартиры является вашей собственностью. Теперь вы можете полноправно распоряжаться этим имуществом.
Тема приватизации достаточно сложная. Существует множество так называемых подводных камней. Да и понять процесс приватизации со всеми нюансами по силам не каждому. Если вы собираетесь принять участие в приватизации квартиры, то обратите внимание на следующие аспекты:
- Во-первых, вам необходимо проверить и узнать официальный статус вашего жилого помещения. Главное узнать, входит ли оно в состав тех помещений, которые не могут быть приватизированы;
- Во-вторых, нужно выявить всех людей, которые участвуют в приватизации. Например, если в квартире прописано много людей, но проживают не все, уведомить и получить согласие необходимо именно от прописанных в квартире лиц. Поэтому советуем заранее начать обсуждать вопросы с теми, кто имеет право на приватизацию;
- В-третьих, важен пакет документов. Опять же, разные муниципалитеты могут устанавливать различные требования. Поэтому лучше напрямую обратиться в ваш орган местного самоуправления. Точно скорректировать перечень документов и начать их подготовку;
- В-четвертых, предусмотрите все денежные траты;
- В-пятых, оцените перспективу приватизации, возможно, вам лучше от нее воздержаться.
Права собственности, приватизация и национализация в России
Социологические опросы, проведенные в России в 2006 году, показывают, что результаты приватизации госсобственности, проведенной в 1990-ые годы, устраивают лишь 14% опрошенных. В то же время 29% высказались за полный пересмотр результатов, а еще 28% считают необходимым пересмотреть приватизацию крупнейших предприятий и основных секторов экономики страны.
Очевидно, что ельцинская приватизация популярностью в народе не пользуется. Аналогичная картина наблюдается, впрочем, и в других постсоциалистических странах, население которых также недовольно результатами продажи государственных активов в 90-ые годы.
Авторы книги задались целью ответить на вопрос: неужели приватизация и правда была ошибкой и предприятия должны были оставаться в государственной собственности? Или же проблема не в приватизации как таковой, но в тех методах, которые использовались при ее реализации? Ведь как подчеркивают исследователи, отношение к частному бизнесу как таковому у населения значительно лучше, чем к приватизации.
Первый раздел книги отвечает на вопрос, в какой мере необходимость приватизации была обоснована теми публичными заявлениями, которые делали тогдашние лидеры страны. Имеет ли приватизация какой-то общественный смысл или она неизбежно ведет к обогащению небольшой группы лиц за счет интересов остальных?
Однозначного ответа на этот вопросы авторы не дают. Если мыслить эту проблем в чисто экономических категориях, то ответ зависит от типа производимых благ и режима защиты собственности. Однако, как показано в исследовании, в действительности причины приватизации и национализации зачастую лежат за рамками экономической целесообразности. Например, в условиях острого политического противостояния они могут быть обусловлены стремлением одной из противоборствующих сторон радикально изменить структуру общества, лишить противника широкой общественной поддержки. Типичный пример – массовая национализация после октября 1917 года. Российские реформаторы образца начала 90-ых годов также говорили о наличии подобных причин.
Понятия разгосударствления и приватизации
Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.
Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.
Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.
Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.
Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности
Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.
Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.
Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.
Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.
В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.
Для чего нужна приватизация имущества
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов;
- снижение зависимости от бюджета страны;
- увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
- ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
- работа по снижению доли монополий;
- стимулирование рынка кредитования.
Приватизация государственного и муниципального имущества
Но если смотреть шире, то приватизация государственного и муниципального имущества только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия, объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).
Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.
Что такое приватизация квартиры и зачем она нужна
- Владелец должен платить налог на недвижимость. Его размер определяется стоимостью собственности. Оплата налога за квартиру в центре крупного города может стать серьёзным испытанием для бюджета.
- Если жильцов выселяют из частной квартиры, расположенной в аварийном доме, то им будет предоставлено жильё аналогичной площади. Для тех, кто жил по договору соцнайма, местные власти обязаны найти квартиру, которая соответствует норме жилой площади из расчёта на каждого прописанного человека.
- Стоит задуматься, нужна ли приватизация в случае, если в квартире зарегистрировано много людей. При разделении жилого помещения на множество долей, ни один из новых собственников фактически не сможет распоряжаться вновь приобретённым имуществом.
- Приватизация проводится только 1 раз. Если у гражданина есть возможность улучшить жилищные условия по какой-либо государственной программе, то лучше это сделать до обращения за передачей квартиры в частную собственность.
Получение собственной квартиры – это мечта для многих людей. Некоторые собирают деньги десятки лет, чтобы обзавестись собственной квартирой. Если она куплена, то гражданин волен распоряжаться такой недвижимостью: продавать, обменивать, сдавать внаём, передавать детям по наследству.