Какой штраф предусмотрен за езду по тротуару в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф предусмотрен за езду по тротуару в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ездить по тротуару запрещено всему наземному транспорту – и мотоциклам, и автомобилям, и грузовикам. За движение по тротуару водитель рискует нарваться на штраф в размере 2000 рублей (ст. 12. 15 КоАП).

Установка спецсигналов и рекламных конструкций

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.4 ч.1 Установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения 3000 руб., конфискация ТС
12.4 ч.2 Установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на ТС опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид» 5000 руб., конфискация ТС
12.4 ч.3 Незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси 5000 руб.
12.31 ч.4 Выпуск на линию ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб На граждан штраф не распространяется
14.37 Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ 1000 — 1500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.38 ч.1 Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.38 ч.2 Использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование ТС для распространения рекламы, в результате которого ТС полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова ТС с приданием ему вида определенного товара 3000 — 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.38 ч.3 Размещение рекламы на ТС, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, ТС, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ТС федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на ТС, предназначенном для перевозки опасных грузов 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.38 ч.4 Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему ТС, и другим участникам дорожного движения 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.38 ч.5 Распространение звуковой рекламы с использованием ТС, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием ТС 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
Статья КоАП Нарушение Наказание
12.9 ч.2 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час 500 руб.
12.9 ч.3 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час 1000 — 1500 руб.
12.9 ч.4 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев
12.9 ч.5 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев
12.9 ч.6 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
12.9 ч.7 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)

Сводная таблица штрафов 2022 года

Итак, подведём итоги и представим в удобном табличном виде все нарушения и наказания по нашей теме.

Все штрафы и наказания за нарушения на тротуаре
Нарушение Наказание
Езда по тротуару в нарушение ПДД Штраф 2 000 рублей
Езда по тротуару, граничащему с проезжей частью, чтобы по кратчайшему пути доставить груз к объекту Нет штрафа
Остановка и стоянка на тротуаре в нарушение Правил 1 000 рублей всех городов, кроме Москвы и Спб
Парковка на тротуаре в Москве или Петербурге 3 000 рублей
Если парковка разрешена знаком 6.24 с одной из табличек, но запрещена знаком 3.27 1 тысяча или 3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга
Наезд на пешехода с лёгким вредом здоровью Отдельный штраф за тротуар и отдельно по части 1 статьи 12.24 – от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на 1-1,5 года
Наезд на пешехода со средним ущербом здоровью Отдельный штраф за тротуар и отдельно по части 2 статьи 12.24 – от 10 до 25 тысяч или лишение прав на 1,5-2 года
За тяжкий вред или смерть одного или нескольких пешеходов Статья 264 УК РФ с наказаниями от ограничения свободы до 3 лет до лишения свободы на 15 лет (если в результате ДТП погибли 2 и более людей, а водитель был пьян)

Кто может передвигаться по тротуару

Если на дороге плотный трафик и нет возможности быстро передвигаться езда по тротуару разрешается водителям специального транспорта, направляющегося по вызову: полиции, пожарной службы, скорой помощи.

Для выполнения производственных задач заезжать на эту часть дороги могут машины МЧС, коммунальной, дорожной службы, в некоторых случаях грузовые автомобили с целью погрузки/разгрузки.

Теоретически может оспорить штраф и рядовой автолюбитель. Например, он предоставил преимущество машине скорой помощи, которая едет по вызову с включенным проблесковым маячком и вынужденно выехал на тротуар.

Допускается движение по тротуару для парковки авто при условии отсутствия иных безопасных способов совершения такого маневра или ведения на проезжей части восстановительных, ремонтных работ.

Разрешается двигаться по этому дорожному элементу и мотоциклистам. Но только в том случае, если они спешились и ведут мотоцикл вручную. В такой ситуации лицо приравнивается к пешеходу.

Правомерно появление на дорожке для пешеходов велосипедистов, если в этом месте обочина дороги не предусмотрена для проезда таких транспортных средств или отсутствует велодорожка. При этом велосипедисту должно быть не менее 14 лет.

Не допускается езда по тротуарам:

  • мопедов;
  • скутеров;
  • автомобилей;
  • мотороллеров,
  • спецтехники,
  • квадроциклов/трициклов
  • грузовиков и иных ТС.

Изменения в правила дорожного движения были внесены постановлением правительства, которое должно вступить в силу 1 марта 2023 года. Одним из значимых нововведений стало внедрение регламента, определяющего передвижение на самокатах и их максимальную скорость. Теперь на самокатах можно ездить по обочинам, но только гражданам старше 14 лет и лишь по городским дорогам, где ограничение скорости составляет 60 км/ч. При этом самокатчик должен не превышать скорость в 25 км/ч.

Кроме того, на самокатах разрешат передвигаться по велосипедным дорожкам. А вот на скоростные междугородние трассы и на автострады самокаты любой мощности теперь не допускаются.

Чем грозит езда по тротуару

Езда по тротуару — опасный для пешеходов маневр, именно поэтому она влечет административное наказание. Опасность заключается во многом в том, что пешеходы чувствуют себя расслаблено и не следят за дорожной обстановкой, на что имеют полное право. Поэтому случаи наезда на пешеходов во время езды по тротуарам, к сожалению, не редки. Особенную угрозу такие действия представляют для детей.

Для самих же горе-нарушителей, которые решили проехаться по тротуару, такие действия грозят административным штрафом. Другие меры административной ответственности пока что не предусматриваются, однако речь об ужесточении санкций за подобные нарушения заходит постоянно. Не исключено, что в дальнейшем к таким нарушителям может применяться и лишение прав.

В каких случаях езда разрешена

Законодательство указывает также на особенные случаи, когда двигаться автомобилем по тротуару разрешается. Прежде всего, когда дело касается подъезда к торговым точкам обслуживающего их автотранспорта. Скажем, к маркету, где вход находится на тротуаре, подвезли ящики с продуктами питания, которые необходимо разгрузить. Однако подобное исключение допустимо исключительно при таких случаях:

  • Когда другой заезд в торговую точку отсутствует;
  • Второй вариант касается автомобилей, выполняющих особенные общественные функции: машин «скорой помощи», пожарных, полиции. Чтобы оперативно выполнять возложенную на них миссию, особенно если дело касается безопасности и жизни людей, они имеют право въезжать на тротуар;
  • Последний вариант тоже продиктован реалиями жизни. Представим ситуацию, что во дворе дома парковка машин разрешена, однако проехать туда проживающий там водитель не может из-за, скажем, ремонта въездной полосы или иных обстоятельств. Тогда ему приходится прибегать к вынужденному маневру. Однако специалисты подчеркивают спорность такого разрешения и возможность наказания водителя-нарушителя.

Процедура и сроки оспаривания

В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте. В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации. Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными. Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.

…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение. Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи. При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД. При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД. В частности, нужно указать на ненадлежащее уведомление о сроках и порядке рассмотрения заявления, использование доказательств, которые получены в нарушение норм закона и так далее. Если в процессе рассмотрения дела появляются новые доказательства, они приобщаются к жалобе.

Читайте также:  Технический паспорт БТИ в 2022 году

Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.

Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой. Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.

Мифы и фейки о попытке избежать наказания

Да, перед тем, как приступить к пояснениям данной статье о штрафе за езду или парковку на тротуарах, мы изучили, что пишут в интернете. А пишут разного рода информацию, которая не является достоверной – более того, она может быть опасной для водителя и привести, например, к административному аресту за невыполнение законного требования сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).

А фейки на сегодняшний день распространены нижеследующие.

  • Включить «аварийку» – значит, приобрести иммунитет к штрафу. Во-первых, помимо аварийной сигнализации у вас должен быть выставлен знак аварийной остановки. Во-вторых, какая такая неисправность заставила вас оставить автомобиль именно на тротуаре?! Значит ли это, что вы заехали сюда до неисправности? Все эти вопросы задаст инспектор. Конечно, вопросов не возникнет, если машину выкинуло сюда в результате ДТП. Но это совсем другая история! Ведь мы с вами понимаем, зачем вы включили аварийку… Обратите внимание, что это не является иммунитетом и от камер автофиксации, которые зафиксируют вас. Штраф с большой долей вероятности вам выпишут всё равно. А вы потом будете доказывать, что у вас, действительно, была неисправность (опять же, вынудившая выбрать тротуар как место для остановки).
  • Если вы успели покинуть тротуар до того, как инспектор подошёл к вам с целью наказания, то штраф будет незаконен, и его таким образом можно избежать. Это не так! Сотрудникам полиции дано право не только пресекать (прогнать вас с тротуара), но и выявлять нарушения и наказывать за них. Следовательно, фиксация полицейским наличия самого факта нарушения даёт тому право выписать постановление. Вы можете уехать, но тогда может добавиться ещё одна санкция – за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД. Впрочем, если вы уехали, пока тот был далеко от вас, и физически не могли видеть его требование об остановке, то штраф тут, действительно, будет незаконным.
  • У инспектора нет видео или фото вашего нарушения. Ну и что! Зоркий глаз сотрудника до сих, к сожалению, является неоспоримым доказательством вашего правонарушения. Верховный суд, действительно, однажды указал, что у инспектора должны быть материалы дела, подтверждающие виновность водителя: фото- или видеоматериалы, показания свидетелей. Однако, на практике 2021 года вы можете столкнуться с тем, что при обжаловании штрафа за тротуар только на основании отсутствия доказательств со стороны сотрудника ГИБДД, суд укажет, что оснований не доверять полицейскому нет, ведь он принимал присягу.
  • Если вы сидите в салоне машины, и руки ваши на руле, то можно избежать штрафа за парковку на тротуаре и настаивать на наказании за езду. Это не так. В ПДД есть чёткое определение остановки, и заключается она в прекращении движения автомобиля, а не убирании рук с руля и, тем более, вашим покиданием машины.
  • Якобы избежать штрафа можно, если вы скажете, что экстренно везли лекарство больному, спешили на пожар и так далее. И снова это миф и фейк. В КоАП РФ есть статья 2.7, указывающая на крайнюю необходимость как основание для прекращения производства по делу о нарушении. Однако, вы просто не сможете доказать, зачем вам понадобился тротуар – для какой такой крайней необходимости! И «съехать» на том, это был кратчайший путь, не получится. Объективно проще пытаться доказать свою невиновность на основании статьи 2.8. Но меньше последствий будет, если вы примените статью 2.9.

Что скрывается за понятием «тротуар»?

Дорожная реальность показывает, что первая причина «тротуарного лихачества» — это желание объехать затор в загруженные часы. Вторая – поиск парковочного места в жилых и офисных массивах.
Для начала следует разобраться в самом понятии «тротуар». В ПДД оно прописано, как участок дороги для передвижения пешеходов.

Он отделен от основной магистрали бордюрами или зелеными «уголками». Представьте себе маневрирующую машину среди мирно идущих пешеходов и едущих велосипедов. Это просто опасно.

Но иногда бывает так, что разметка, разграничивающая тротуарную часть и проезжую не видна по тем или иным причинам. И водитель просто не может объективно оценить, на какой территории он находится. Особенно такое часто случается в провинциальных городах, в которых качество дорожного покрытия можно только оплакивать.

СПРАВКА Тротуар можно узнать по отдельному бордюру или зеленому насаждению. А пешеходная «тропа» обозначается знаком 4.5, который в силе до близлежащего перекрестка.

Чем грозит езда по тротуару

Езда по тротуару — опасный для пешеходов маневр, именно поэтому она влечет административное наказание. Опасность заключается во многом в том, что пешеходы чувствуют себя расслаблено и не следят за дорожной обстановкой, на что имеют полное право. Поэтому случаи наезда на пешеходов во время езды по тротуарам, к сожалению, не редки. Особенную угрозу такие действия представляют для детей.

Читайте также:  Получение пособия на ребенка до полутора лет в 2021 году

Для самих же горе-нарушителей, которые решили проехаться по тротуару, такие действия грозят административным штрафом. Другие меры административной ответственности пока что не предусматриваются, однако речь об ужесточении санкций за подобные нарушения заходит постоянно. Не исключено, что в дальнейшем к таким нарушителям может применяться и лишение прав.

Для кого сделаны исключения?

В ряде случаев водитель всё же имеет право заехать на дорожку для пешеходов, не нарушая правил. Могут заезжать в пешеходную зону, не рискуя быть оштрафованными, водители транспортных средств, прибывшие в магазин для разгрузки товара. Инспектор ГИБДД, обративший внимание на такой автомобиль, может дополнительно проверить, что иной возможности подъехать к магазину не предусмотрено.

Предлагаем ознакомиться: Моральный ущерб при ДТП и порядок его взыскания в 2020 году – Автоюрист онлайн

То же самое относится к автотранспорту городских служб, который заехал на пешеходную дорожку с целью выполнения каких-либо ремонтных работ. Не будет оштрафован водитель, который пересек тротуар, чтобы заехать во двор своего дома, если другой возможности это сделать нет.

Уведомление о необходимости оплаты можно найти как в собственном почтовом ящике, так и получить по электронной почте.

Если автомобилист согласен с тем, что он действительно нарушил ПДД, то у него есть 20 дней, чтобы оплатить штраф со скидкой 50%.

Внимание! Водитель имеет право оспорить штраф за езду по пешеходной зоне в суде, представив свое видение ситуации. На это у него есть 10 суток с момента получения квитанции.

Что угрожает водителю за нарушение

Административный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание не только за езду по тротуарам, но и за остановку на них. Подобные правонарушения регламентируются Статьей 12.15 Административного кодекса. В 2021 году штраф за езду по тротуарам составит 2000 рублей.

Если же водитель решил оставить своё транспортное средство на тротуаре, то подобная стоянка обойдётся ему в 1000 рублей. Характерно, что автомобиль считается остановившимся на тротуаре даже в том случае, если на бордюре стоит только одно его колесо. Поэтому, оставив машину подобным способом, её владелец должен понимать, что встретиться с ней в следующий раз он сможет только на штрафплощадке и только после оплаты соответствующего штрафа, а также услуг хранения. В итоге такая парковка может обойтись очень дорого. Машина может быть без согласия и присутствия её владельца отправлена на эвакуаторе на место своего принудительного хранения.

Интересно, что штраф за езду по тротуару и остановку на нём является единым для всех российских регионов. Даже в крупных населённых пунктах федерального значения он составит такую же сумму. Ведь во многих из них существует система удваивания некоторых штрафов за нарушение ПДД.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в последние годы показывает значительный рост пострадавших пешеходов от наезда на них транспортных средств на тротуарах. Наиболее угнетающая статистика, естественно, наблюдается в крупных городах страны. Ввиду этого активисты, которые борются за соблюдение законности на российских дорогах, активно требуют ведения гораздо более серьёзной административной ответственности за езду по тротуарам, чем штраф в 2000 рублей. Неоднократно высказывались пожелания лишать водителей прав за совершение подобных манёвров. На законодательном уровне подобные предложения пока что не рассматривались. Однако автомобильные эксперты прогнозируют в недалёком будущем значительное увеличение суммы штрафов и ужесточение санкций за совершение нарушений Правил дорожного движения в России. Откровенно говоря, в основе предполагаемых изменений лежит не только правовая и морально-этическая составляющие, но и экономическая. Большинство штрафов было введено ещё до значительного падения курса рубля? и по нынешним временам они перестают быть серьёзным сдерживающим фактором для нарушителей на российских дорогах. В последнее время в Административном кодексе России всё же произошли некоторые изменения, но они затронули лишь часть сегмента нарушений ПДД.

Сколько составляет штраф ГИБДД за парковку на тротуаре?

А вот санкция за остановку или стоянку на этом элементе дорожной сети есть отдельная. Она может быть как меньше, так и выше, чем за езду по тротуару. Всё зависит от того, в каком городе совершено правонарушение.

Итак, для регионов и городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, штраф за парковку на тротуаре составляет 1 000 рублей по части 3 статьи 12.19 КоАП РФ:

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Здесь также действует общее правило, что не всегда остановка на тротуаре запрещается. ПДД предусмотрены исключения, когда парковаться на нём можно.

Экспертное мнение

Дмитрий Тиковенко

Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП

Движение по тротуару запрещено и наказывается штрафом по ч. 2 ст. 12.15 КоАП в размере 2000 рублей, но есть исключение для машин, которые подвозят грузы или товары к торговым объектам. Если у вас есть такой магазинчик, то к нему вы можете подъехать и выгрузиться. Но сразу по завершению работ необходимо будет так же по кратчайшему пути покинуть тротуар.

Особое внимание нужно уделить движению задним ходом, очень часто из-за невнимательности водителей или беспечности пешеходов происходят наезды на пешеходов, иногда со смертельным исходом.

Задать вопрос


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *