Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: «Выбор в пользу безопасности»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует множество видов противоправных деяний, о которых в рамках одного классного часа поговорить будет затруднительно. Поэтому необходимо выбрать самые актуальные (например, для того муниципального района, в котором расположена школа) темы.
Факторы, влияющие на становление подростков
Фактор «Семья». Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности.
Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.
Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.
Фактор «Школа». Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушений.
Социальный фактор – «Улица». Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное время препровождение.
Причины подростковой преступности:
-
слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
-
плохая организация общественной работы с несовершеннолетними.
-
отсутствие воспитательной функции в системе обучения и в семье.
-
Незнание закона.
-
Уверенность в безнаказанности.
-
Безделье, желание повеселиться.
-
Желание выделиться среди сверстников.
-
Неблагополучная ситуация.
-
Давление со стороны друзей.
-
Употребления алкоголя, наркотиков.
-
Чувство вины, стыда за неблагополучных родителей.
Формы проведения классного часа
Практика показывает, что наибольшее влияние на школьников оказывают мероприятия, где они выступают главными действующими лицами, а не просто наблюдателями и слушателями. Поэтому на эту тему классный час лучше проводить в игровой или дискуссионной форме.
Школьники могут стать создателями деловой игры, организация и участие в которой принесут им только положительные эмоции. Кроме того, такая форма мероприятия будет реализовывать принцип совместной деятельности, диалоговое общение, имитационное и игровое моделирование.
Возможно использование открытого типа игр (рефлексивные игры, живой квест), где нет заранее продуманного сценария.
Для того чтобы привлечь внимание школьников к проблеме возможно приглашение инспектора по делам несовершеннолетних, составление социального паспорта класса, проведение анкетирования, которое позволит проанализировать внеклассную занятость детей.
Классные часы по данной теме целесообразно проводить с учениками раннего подросткового возраста (и старше), однако и младшие классы нуждаются в ознакомительной беседе о правах ребенка и существующих законах.
Педагогическая задача
Работа с обучающимися в школе – это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно – профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.
Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.
Организация воспитательного процесса классным руководителем
На сегодняшний день статистика в сфере преступности не утешительна. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных факторов как внешних, так и внутренних.
По этой причине беседы о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних иногда являются своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, оказавшимся в ситуациях социального и иного кризиса.
В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся следующие задачи:
- создание условий, способствующих социальной адаптации обучающихся;
- помощь в решении проблем, с которыми сталкивается подросток;
- формирование у детей положительных ценностей по отношению к учебе, обществу, людям, труду, себе, а также к законам и нормам общества;
- оказывать квалифицированную педагогическую помощь семье учащегося в воспитании ребенка.
Реализация всех этих задач возможна с помощью наблюдений и тестов, поведенческого анализа и консультирования, анкетирования, диагностики и групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются беседы педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:
- гуманный стиль отношений между участниками образовательного процесса;
- демократичные принципы общения со студентами;
- разумный порядок и дисциплина;
- принцип возможности проявления детской инициативы, которая обязательно должна быть поддержана учителем.
Беседы о профилактике правонарушений несовершеннолетних необходимо проводить систематически. При этом ваши темы согласовываются с заранее составленным планом мероприятий.
Беседы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:
- профилактическая работа;
- организация досуга;
- работа с родителями;
- общее юридическое образование;
- организация праздников;
- работа с трудными детьми.
Классные руководители в начале учебного года составляют паспорта семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает базу данных учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей, в которых они находятся в социально опасном состоянии. Эта работа проводится, чтобы помочь им.