Штрафы за несдачу отчётности в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за несдачу отчётности в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Характерным направлением судебных споров в этой области является ситуация, связанная с тем, что налоговые органы считают предпринимателя обязанным платить какой-то вид налога, что вызывает сомнение не только у него, но и у судебных инстанций.

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 200 рублей за каждый несданный документ п. 1 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей

Судебная практика по спорам, связанным с применением ст. 119 НК РФ

К примеру, судебные акты могут говорить о том, что инспекция по результатам проведенной проверки предлагает уплатить НДС, пени и штраф по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Предприниматель же не предоставлял декларации по той причине, что считал себя не обязанным платить НДС.

Допустим, что он просто сдаёт квартиру и традиционно платит только НДФЛ. С ним соглашаются суды начальной и апелляционной инстанции, а суд округа отправляет дело в суд начальной инстанции с указанием на то, что во всём надо разобраться по существу.

Основанием же для доначисления НДС послужили выводы инспекции о нарушении предпринимателем положений п. 2 ст. 153 НК РФ, поскольку он являлся плательщиком НДС от реализации услуг по сдаче личного недвижимого имущества в аренду.

Признавая оспариваемое решение инспекции недействительным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности налоговым органом наличия у предпринимателя обязанности по уплате НДС. Такова особенность нашей судебной системы. Если налоговый орган решит, то он будет методично добиваться своего.

В названной ситуации, если суд округа отправил дело на новое рассмотрение, то не имеет смысла обращаться в ВС РФ. Об этом свидетельствует определение по делу № 306-КГ16-5259 от 11 мая 2016 года. Не по той причине, что высший суд счёл, что предприниматель должен платить НДС, а по той, что суд кассационной инстанции не лишил его возможности отстаивать свои интересы в суде начальной инстанции, куда вернул дело на повторное рассмотрение.

Сроки и способы представления налоговой декларации, расчета.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Данные сроки установлены ч. II НК РФ. Так, п. 5 ст. 175 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период для этого налога – квартал (ст. 163 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиком (в том числе применяющим ставку налога, равную 0%) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Не вовремя сдали расчёт по страховым взносам

За несвоевременную сдачу РСВ организацию накажут по ст. 119 НК РФ. Размер штрафа равен 5% от суммы взносов, указанных в отчёте, но не уплаченных в срок. Минимальный штраф 1 000 рублей. Верхняя граница штрафа — 30%. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки, включая день подачи расчёта.

При подсчёте штрафов налоговые инспекторы вычитают сумму взносов, которые были вовремя перечислены в бюджет. Так, если организация оплатила все взносы вовремя, она обойдётся минимальным штрафом в 1 000 рублей.

Если организация опоздает с предоставлением РСВ на 10 рабочих дней и более, ФНС может заблокировать движения по расчётному счёту. Кроме того, руководителю выпишут предупреждение или оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей.

«Моё дело. Бухобслуживание» берёт на себя любые штрафы, которые возникли по вине аутсорсера. Наша ответственность перед клиентами застрахована на 100 000 000 рублей.

Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности

Налоговая отчётность включает в себя документы, в которых отражаются сведения об исчислении и уплате налогов физлицами, ИП и юрлицами. К документам налоговой отчётности относятся налоговая декларация и налоговый расчёт авансового платежа. Они содержат сведения по объектам налогообложения, по доходам и расходам, по прибыли, по налоговой базе и налоговых льготах, по сумме налога (авансового платежа), подлежащего уплате, и другие сведения, по которым исчисляется налог.

Непредставление налоговой отчётности, в том числе несоблюдение сроков сдачи отчетности является налоговым правонарушением. За несвоевременное предоставление декларации по УСН, за несдачу нулевой декларации по НДС и других форм налоговой и бухгалтерской отчётности в установленные сроки налогоплательщикам грозит наказание: штрафы за непредставление налоговой декларации и штрафы за недостоверную бухгалтерскую отчетность.

Величина штрафа установлена ст. 119 НК РФ и составляет 5% от суммы, не уплаченной в установленный законом срок, за каждый полный или не полный просроченный месяц. При этом максимальная сумма штрафа не должна превышать 30% от указанной в декларации, а минимальная сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. Следовательно даже при просрочке нулевой декларации штраф составит 1000 руб.

По закону, каждому налогоплательщику, получившему доход, облагаемый НДФЛ, необходимо отчитаться перед ФНС до 30 апреля следующего за отчетным периодом года.

В том случае, если налогоплательщик не предоставил форму 3-НДФЛ в указанный срок, он попадает под действие статьи 119 НК РФ со всеми вытекающими последствиями в виде штрафа. Откладывание данной отчетности приводит к увеличению размера штрафа с каждым месяцем просрочки.

Рассмотрим пример. Гражданка Иванова продал в 2020 году автомобиль за 500 тыс. рублей. Налог к оплате составил:

(500 000 – 250 000) × 13% = 32 500 ₽.

Она должна была подать 3‑НДФЛ до 30 апреля 2021 года. Иванова отчиталась перед ИФНС только 20 сентября 2021 года. Инспекция начислила её штраф за 5 месяцев в размере:

32 500 × 5% × 5 = 8 125 ₽.

Так же следует понимать, что размер штрафа не может превышать 30% от суммы просроченного налога.

Рассмотрим пример. Гражданин Петров в 2018 г. получил доход в размере 500 000 руб. В 2019 г. он должен был подать 3-НДФЛ и уплатить налог в размере:

500 000 × 13% = 65 000 ₽.

Петров отчитался только в декабре 2019 г. ФНС применила к Петрову взыскание в виде штрафа в размере:

65 500 × 30% = 19 500 ₽.

Без ограничении в 30% сумма наказания составила бы:

65 500 × 5% × 8 = 26 000 ₽.

Порядок и сроки вынесения решения о блокировке счета

Как мы уже говорили выше, решение о приостановлении операций по счету может быть вынесено, начиная с 11-го рабочего дня после установленного срока представления отчетности, но только в период, не превышающий 3 лет после истечения указанных 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Это делается по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Принятое решение налоговая инспекция должна передать в банк для приостановки счетов и направить налогоплательщику копию. Исполнением решения занимается банк.

Основанием для разблокировки счета является представление соответствующего отчета. Отменить приостановление инспекция должна на следующий рабочий день после его получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Алгоритм действий по разблокировке счета при непредставлении декларации, а также в других ситуациях вы найдете в Готовом решении от К+ «Как организации разблокировать расчетный счет, если инспекция вынесла решение о приостановлении операций», получив пробный доступ к системе.

Читайте также:  Как изменится УСН с 2023 года

Если инспекция нарушит установленные сроки, то налогоплательщику выплачиваются проценты за те дни, когда неправомерно были заблокированы счета (абз. 1 п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности по НДС

Сдать декларацию по НДС нужно до 25 числа месяца, который следует за прошедшим кварталом (п. 5 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Если компания (ИП) опоздала со сдачей декларации, то она может быть привлечена к ответственности.

Компании и ИП — плательщики НДС или налоговые агенты — должны представлять в налоговые органы декларацию по НДС (п. 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 2 приказа ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558).

Декларацию по НДС нужно сдать в налоговую инспекцию по месту учета головной организации (п. 5 ст. 174 НК РФ). В налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений компании декларации подавать не следует. Объясняется это тем, что НДС полностью относится к доходам федерального бюджета (п. 5 ст. 174 НК РФ, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ).

Сдать декларацию по НДС нужно до 25 числа месяца, который следует за прошедшим кварталом (п. 5 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Если компания (ИП) опоздала со сдачей декларации, то она может быть привлечена к ответственности.

Во-первых, организацию могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Штраф возьмут за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того полный он или нет. При этом штраф не должен быть больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога и меньше 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

Правовые последствия непредоставления отчетности

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций.

Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям.

Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

Основные способы избежать ответственности

Многие люди и компании, которые забывают вовремя сдать отчетность, задумываются о том, какими способами они могут избежать необходимости уплачивать штрафы.

Важно! Некоторые физические лица вовсе просто забывают о необходимости сдавать данные документы в налоговые органы, поэтому нет никакого злого умысла в их действиях.

Смягчить наказание за данное нарушение законодательства допускается при наличии определенных смягчающих обстоятельств. К ним относится:

  • тяжелые личные или семейные ситуации;
  • налогоплательщику угрожали или принуждали его к действиям, в связи с которыми у него отсутствовала возможность передать документацию в инспекцию;
  • наличие многих иждивенцев;
  • другие обстоятельства, которые могут признаваться смягчающими не только налоговыми органами, но и даже судом, если налогоплательщик желает уменьшить размер штрафа путем судебного разбирательства.

Предмет рассмотрения Конституционного Суда РФ — ранее действовавший п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» содержал четыре абзаца, из которых (применительно к налоговым декларациям) лишь третий посвящен ответственности налогоплательщиков — физических лиц, а второй — физических лиц, занимающих руководящие должности в организациях-налогоплательщиках (законных представителей). Во втором случае за одно деяние физические лица должны были нести административную ответственность, а организации — налоговую: различны не только субъекты, но и виды ответственности.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Конституционный Суд РФ не сделал никаких выводов о неконституционности названной нормы Закона РФ «О налоговых органах РФ». Административная ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов в настоящее время взамен ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» установлена гл. 15 КоАП РФ, после вступления в силу которой перечень административно наказуемых деяний в данной области значительно расширился.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 уже дан комментарий соотношения норм налоговой ответственности по НК РФ и административной ответственности по КоАП РФ, «поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

Статья 17 НК РФ не относит к числу обязательных для любого налога элементов сроки представления отчетности по ним. Вместе с тем ст. 15.5 КоАП РФ, корреспондируя с нормой п. 6 ст. 80 НК РФ, признает, что сроки представления налоговой декларации могут определяться только актами законодательства о налогах и сборах, к числу которых не относятся акты Минфина России и ФНС России (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Если сроки представления деклараций в законодательном порядке не предусмотрены, налогоплательщик и его представитель — должностное лицо не могут их нарушить, поэтому в этой части в их деянии отсутствует противоправность. Сходная точка зрения положена в основу правовой позиции Определения Конституционного Суда РФ от 20 июля 2003 г. N 316-О, где суд признал следующее: «Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте». Какие-либо правовые основания для отказа от перенесения выводов Конституционного Суда РФ на положения ст. 15.5 КоАП РФ отсутствуют. С судебной практикой по вопросу установления срока представления декларации только законом в своих документах соглашается и МНС России. Письмом МНС России от 21 декабря 1999 г. N АП-6-07/1030 исключено применение ст. 119 НК РФ в отношении декларации по ранее действовавшему налогу на отдельные виды транспортных средств, сроки представления которой были указаны в ведомственных актах.

Законодатель вправе использовать различные способы юридической техники в целях регламентации сроков представления налоговой отчетности. Допустимо установление законодателем порядка его исчисления путем указания на наступление определенного юридического факта. В частности, утратившая в настоящее время силу ст. 16 Федерального закона от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» упоминала об обязанности составления расчета по земельному налогу в течение одного месяца со дня получения вновь отведенного земельного участка. Если же сроки представления налоговой декларации по налогу не установлены вообще никаким нормативным актом, правовая ответственность невозможна. В Постановлении ФАС Московского округа от 18 мая 2004 г. N КА-А41/2951-04 обосновывается недопустимость реализации ст. 119 НК РФ: «Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что положения пункта 10 статьи 227 НК РФ не содержат указаний о сроке, в который должна быть представлена новая налоговая декларация о предполагаемом доходе».

Все существенные элементы налоговой декларации содержат и уточненные расчеты налогов. Однако полагаем, что в части возложения санкций за непредставление такого вида документов ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ не наступает. Действительно, п. 1 ст. 81 НК РФ обязывает налогоплательщика при обнаружении в поданной налоговой декларации неотражения (неполноты отражения) сведений внести в нее изменения и дополнения. Но срок представления уточненной декларации конкретно не установлен и лишь обусловлен законом фактом обнаружения ошибки. В случае если в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган и сможет неопровержимо доказать расхождение между сроками обнаружения ошибки и фактического представления уточненной налоговой декларации, то просчет законодателя, не установившего срок на совершение действия обязанным лицом, исключает существование события правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ . Сходная точка зрения применительно к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12 июля 2005 г. N 2769/05.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *