Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4.Порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладает несколькими особенностями. Он был создан для предоставления лицам, которые стоят на учете, жилья в зависимости от условий социального найма. осуществление данных действий производит орган местного самоуправления.
Особенности принятия на учет граждан
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье производит орган местного самоуправления. Это происходит на основании заявлений, которые направили в орган граждане. Заявления о приеме на учет должно быть подано по месту жительства гражданина, которым признается место, где он преимущественно или постоянно проживает.
В нашей стране есть граждане, которые не имеют определенного места жительства. По этой причине в ЖК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой в законодательно установленном порядке такие граждане могут подать заявление о принятии их на учет не по месту жительства. Данное положение может распространяться на тех лиц, трудовая деятельность которых может быть связана с постоянными переездами.
Основание для установления места жительства заключается в формальном признаке, который представляет собой регистрацию гражданина по месту жительства. В качестве документа, который подтверждает адрес места жительства гражданина РФ, выступает паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность.
Принятие на такой учет недееспособных граждан производится на основе заявлений, которые подают их законные представители. Вместе с заявлением нужно предоставить документы, которые подтверждают право определенного гражданина состоять на учете как лица, нуждающегося в жилом помещении.
Гражданин, который подает заявление, должен получить расписку, подтверждающую получение данного заявления и документов, которые к нему приложены, включая их перечень и дату получения органом местного самоуправления.
52 статья ЖК РФ содержит положение о том, что решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) должно выноситься в результате рассмотрения заявления и приложенных документов. Это производит орган местного самоуправления в срок 30 рабочих дней с момента предоставления документов.
Он же, не позднее чем через 3 рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет, должен выдать заявителю лично или направить по почте документ, который подтверждает принятие решения.
Учет граждан, которым необходимо жилое помещение, происходит в соответствии с законами соответствующего субъекта. Те лица, которые для получения права состоять на учете совершают намеренные действия, в ходе которых они признаются нуждающимися в жилье, принимаются как таковые не ранее чем через 5 лет с момента их совершения.
Сохранение права учета в качестве нуждающихся в жилом помещении происходит до момента получения гражданами жилого помещения (предусматривает договор социального найма) или до момента выявления оснований для снятия их с учета.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет следующие особенности:
- – он создан с целью предоставления лицам, стоящим на учете, жилого помещения на условиях социального найма;
- – осуществляется органом местного самоуправления;
- – состоять на учете имеют право только граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях;
- – если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (п. 2 ст. 52 ЖК РФ);
- – принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (п. 3 cт. 52 ЖК РФ);
- – заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина (п. 3 ст. 52 ЖК РФ);
- – местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ);
- – поскольку в России есть граждане, не имеющие определенного места жительства, в ЖК РФ включена отсылочная норма, согласно которой в случае и порядке, установленных законодательством РФ, граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства (п. 3 ст. 52 ЖК РФ). Это положение распространяется на граждан, трудовая деятельность которых связана с постоянным передвижением;
- – основным фактором, позволяющим установить место жительства с целью принятия на указанный учет, является формальный признак – регистрация гражданина по месту жительства. Документом, подтверждающим адрес места жительства гражданина Российской Федерации, является паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность;
- – принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями;
- – вместе с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 4 ст. 52 ЖК РФ);
- – гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этого заявления и документов, приложенных к нему, с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления (п. 4 ст. 52 ЖК РФ);
- – решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть вынесено по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных предоставленных документов органом местного самоуправления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (п. 5 ст. 52 ЖК РФ);
- – орган местного самоуправления, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о постановке на учет, выдает заявителю на руки либо направляет ему по почте или с курьером документ, подтверждающий принятие такого решения (п. 6 ст. 52 ЖК РФ);
- – порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (п. 7 ст. 52 ЖК РФ);
- – граждане, которые с целью приобрести право состоять на указанном учете совершили намеренные действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве таковых не ранее чем через пять лет со дня их совершения (ст. 53 ЖК РФ);
- – право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета (ст. 55 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
По ЖК РСФСР граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов (ст.ст. 10 и 28).
Одним из условий и гарантией правильного распределения жилых помещений социального использования является прямое урегулирование в законе порядка предоставления гражданам жилых помещений. ЖК РФ, так же, как и ЖК РСФСР (ст. 33), закрепляет в качестве общего правила предоставление гражданам жилых помещений в порядке очередности: «Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет…» (ч. 1 ст. 57).
Ранее Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 13) гласил: «Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации».
По ЖК РФ в зависимости от принадлежности жилого помещения к той или иной разновидности жилищного фонда изменилась компетенция органов, правомочных устанавливать порядок предоставления жилых помещений. Так, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ст. 14).
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится: определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (ст. 13).
К компетенции органов государственной власти Российской Федерации относятся: определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (ст. 11).
На практике данные общие положения ЖК РФ реализуются обычно путем составления списков лиц, которым предусматривается предоставление свободных жилых помещений (построенных и освободившихся в связи с выездом нанимателей) в текущем году. Такие списки составляются на основе данных учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (ранее — улучшении жилищных условий).
По действующему законодательству не может применяться прежний порядок, предусматривающий предоставление рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, определенных преимуществ и льгот в получении жилья, как и, наоборот, ограничения для лиц, которые нарушают трудовую дисциплину, правила общежития. Так, ЖК РСФСР (ст. 34) содержал норму, согласно которой очередность на получение жилых помещений может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом за злостное нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, мелкое хищение государственного или общественного имущества и другие нарушения. Решение о перенесении очередности принимается органами, которые вынесли решение о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.