Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Читайте также:  Мои года. Накопительная пенсия в вопросах и ответах

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Уфе и Башкортостане в 2022 году

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


У кого формируются пенсионные накопления?

Накопительная пенсия может формироваться у людей 1967 года рождения и моложе. При этом они имеют право одновременно и на страховую, и на накопительную пенсии. Страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в системе обязательного пенсионного страхования с 2002 по 2014 год.

«Еще они формируются у мужчин, рожденных в 1953-1966 годах и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, работавших в этот период. С 2005 года эти отчисления были прекращены из-за корректировки законодательной базы. Таким образом, у читательницы Марии Кизляковой, рожденной в 1959 году могут быть сформированы накопления», — отмечает Оксана Аханова.

Зачем нужен пенсионный оператор?

Пенсионным оператором ГПП станет центральный депозитарий — Национальный расчетный депозитарий, он будет администрировать взносы граждан и вести реестр участников ГПП. Кроме того, он будет источником «золотой записи», то есть в случае возникновения споров между НПФ и работником или же работодателем та информация, которая есть у пенсионного оператора, является финальной.

Работодатель в системе ГПП, по замыслу разработчиков, будет удерживать и перечислять пенсионные взносы по указанию гражданина.

Граждане смогут перевести все имеющиеся у них накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в ГПП. Разработчики проекта предполагают, что большинство граждан захотят воспользоваться этим правом, но это не будет никак предписано законом, подчеркнули собеседники РБК.

Какие будут гарантии сохранности накоплений?

НПФ обязан не реже чем раз в пять лет отражать, то есть фиксировать, размер средств накопленных пенсионных резервов на пенсионном счете участника ГПП. Размер суммы каждой фиксации должен быть не меньше предыдущей. НПФ за счет собственных средств восполняет сумму убытка от размещения средств пенсионных резервов на дату фиксации. Таким образом, участнику ГПП гарантируется безубыточность накоплений.

На пенсионные средства участников ГПП распространятся система гарантирования прав застрахованных лиц в ОПС, то есть государство обязуется застраховать накопления в новой пенсионной системе. Если в результате несостоятельности у НПФ отзывается лицензия, гарантия Агентства по страхованию вкладов будет покрывать всю сумму поступивших от гражданина взносов за время участия в системе ГПП, заверили собеседники РБК.

Что надо знать о пенсионном обеспечении?

Пенсии формируются из добровольных взносов граждан и из обязательных отчислений, производимых работодателем в установленном размере. В Пенсионный фонд России переводится 22 % от дохода человека, где сумма распределяется следующим образом:

  • 16 % поступает на лицевой счет гражданина для формирования будущего пособия (индивидуальный счет);
  • 6 % направляется на финансирование базовой части пенсии, соцпособия на похороны и иные цели (солидарный тариф).

Если у гражданина формируется только один вид обеспечения (при отказе от накоплений или рожденного ранее 1967 года), все 16 % поступают на страховую пенсию. При выборе человека в пользу создания накопительной части для будущего пособия из 16 % индивидуального тарифа:

  • 10% — направляется на страховой взнос;
  • 6% — на накопительный.

Отчисления на будущую пенсию

Формирование накопительной пенсии происходит за счет:

  • 6 % взносов, вносимых предприятием, где работает гражданин;
  • добровольных перечислений по Программе софинансирования: при отчислении человеком определенной суммы средств, государство увеличивает ее вдвое;
  • маткапитала (для женщин);
  • инвестирования накоплений.

Рейтинговая таблица для негосударственных ПФ

Особого доверия заслуживают фонды, стабильно находящиеся в десятке первых в течение длительного времени
Такая позиция – красноречивое свидетельство стабильности и надёжности.

Конечно, стопроцентной гарантии в этом случае не даст ни один специалист.

Сложная экономическая ситуация и постоянно меняющиеся показатели инфляции не позволяют составить долговременный прогноз в этой сфере.

Также составлением рейтингов занимаются различные независимые агентства. Лучшим из них считается НРА (национальное агентство) и «Эксперт РА».

При составлении рейтинга специалисты ориентируются на следующие показатели:

  • Уровень доходности. Учитываются показатели за весь период деятельности фонда, а не только за последний год. Если в рейтинге не указана информация по этому пункту, это означает только одно – руководители организации скрывают истинное положение дел от общественности. Такой «тревожный звонок» должен насторожить потенциального инвестора.
  • Надёжность определяется более чем по двадцати пяти параметрам. Анализ производится по каждому кварталу отдельно и в целом за год. После чего эксперты присваивают фонду определённый класс (всего в рейтинговой таблице учитывается пять классов).
Читайте также:  Как законно уволиться без отработки?

Высокий класс маркируется буквой «А», очень высокий помечается как «А+», исключительно высокий как «А++».

В таблице, составленной «Эксперт РА», это выглядит так (информация актуальна на первый квартал 2020 года):

ТАБЛИЦА

Место и название Показатель доходности, в процентах Показатель надёжности
1 – Европейский пенсионный фонд 12,43 А++
2 – Оборонно-промышленный фонд 11,94 А
3 – Уральский финансовый Дом 11,38 не участвует в рейтинге
4 – Образование и наука 11,08 А
5 – НПФ Образование 10,99 данные не актуализированы
6 – Сургутнефтегаз 10,5 А++
7 – НПФ Санкт-Петербург 10,5 не участвует
8 – Магнит 10,36 не участвует
9 – МНПФ Большой 10,35 А++
10 – Поволжский 9,87 не участвует

Самые впечатляющие результаты у лидера рейтинга – Европейский пенсионный фонд. Размер накоплений фонда в 2020 году составил 57,7 миллиарда рублей. С 2009 по 2014 год все вложения его клиентов удвоились.

Можно ли сравнить доходность инвестиций моего фонда и других?

По желанию человек может сменить НПФ на другой, но при этом все денежные средства в обязательном порядке переводятся в новый. Накопления разрешено держать только в одном фонде. Возможно использовать один из представленных вариантов перехода:

  • срочный. Подать заявление о переводе сбережений допустимо 1 раз в 5 лет. Тогда объем средств полностью сохраняется;
  • досрочный. Перевод средств возможен 1 раз в год (по старому алгоритму), но в этом случае инвестиционный доход гражданин теряет.

Из этого следует, что выгоднее сохранять накопления в одном НПФ не менее 5 лет. При смене учреждения заключается договор на ОПС с новым фондом. Для перевода подается заявление до 31 декабря текущего года по представленному образцу.

Пример заявления для перевода средств из одного НПФ в другой

  1. Личное обращение.

  2. Почтовые переводы документов.
  3. Электронный способ через сайт НПФ или Госуслуги.
  4. Через доверенное лицо.

Виды переводов из одного НПФ в другой:

  • Досрочный – занимает один год. Например, перевод сделан в 2020, деньги переведут только в 2020, что приведет к потере инвестиций.
  • Срочный – делается через пять лет нахождения в компании. Например, перевод сделан в 2020, деньги переведутся в 2022, инвестиции будут сохранены.

Как получить негосударственную пенсию?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Образец заявления можно найти на сайте соответствующего фонда или при непосредственном обращении в данное учреждение.

Порядок обращения с письменным заявлением будет зависеть от фонда, в котором размещены пенсионные накопления. Назначение дополнительной пенсии осуществляется со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя:

  • согласно реквизитам открытого им вклада
  • или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

Зачем власти заморозили накопительную часть пенсии

По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.

Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.

Принципиальная разница между ПФР и НПФ

Каждый россиянин трудоспособного возраста рано или поздно задается вопросом: куда лучше всего перечислять пенсионные накопления, в государственный ПФР или в частные организации, негосударственные фонды?

Пенсионный фонд РФ – это масштабная федеральная государственная структура, которая существует уже почти сто лет и занимается оказанием широкого спектра услуг в сфере соцобеспечения. Власть заинтересована в стабильной и непрерывной работе фонда, который является одним из ключевых в государственной казне. Делать свои пенсионные накопления посредством ПФР – подходящий вариант для граждан с высоким уровнем доверия руководству и готовностью принимать любые создаваемые им нормативные акты.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это частная компания, не связанная с правительством, кроме как обязательствами выполнения действующих в стране законов. Подобные организации – некоммерческие, они наделены правом принимать взносы граждан и в установленное время, при достижении нужного возраста, выплачивать своим клиентам накопления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *