Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если штатная численность работников в организации составляет более 50 человек, то в таком случае может быть создана служба охраны труда (далее – служба) или введена штатная должность специалиста по охране труда по решению работодателя на основании ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации.

Комментарий к ст. 217 ТК РФ

1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

Комментарий к ст. 217 TК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).

Читайте также:  Штраф за шины не по сезону: накажут за летнюю резину зимой или нет?

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Другой комментарий к статье 217 ТК РФ

§ 1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда. У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель. Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2. С. 252). Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

§ 2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

§ 3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

§ 4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Необходимость разработки Положения о службе охраны труда

После проведения расчета численности и определения структуры будущей службы охраны труда, работодатель должен разработать и ввести в действие локальным нормативным актом Положение о службе охраны труда (далее – Положение) и должностные инструкции работников службы.

При составлении Положения для разграничения обязанностей и задач работников службы допускается закрепление за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями (п.14 Рекомендаций), а также указать информацию о персональной ответственности при недостижении поставленных целей и задач.

Также работодатель должен организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников службы, обеспечить их современным оборудованием, средствами связи с доступом к Интернету, к электронным базам данных по охране труда, а по возможности допускается организация кабинетов (уголков) по охране труда, оснащенных современным оборудованием и нормативно-правовыми документами в области охраны труда.

Другой комментарий к статье 217 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья ТК воспроизводит нормы, закрепленные в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 , в соответствии с которыми на службу охраны предлагается возложить следующие функции:

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2 — 3.

а) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;

б) помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности орудий, приспособлений;

в) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

г) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

д) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований по охране труда;

е) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;

ж) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

з) организация и расследование несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

и) оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии с установленными сроками;

Читайте также:  Номенклатура дел в 2022 году: сроки хранения документов и новые штрафы

к) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.

Службы охраны труда создаются в отраслевых федеральных органах исполнительной власти, являющихся органами управления охраной труда. Кроме того, службы охраны труда должны быть созданы (или введена должность специалиста по охране труда) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью более 50 работников. При этом работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики его деятельности.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

При отсутствии возможности введения должности специалиста по охране труда работодатель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста в установленном порядке. При отсутствии у работодателя службы охраны труда либо специалиста по охране труда работодатель вправе заключить договор с организациями, оказывающими услуги в данной области. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Минздравсоцразвития России должно устанавливать перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации.

Структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации (работодатель) в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 . В службе предусматривается руководитель, который подчиняется непосредственно руководителю организации. Работники службы охраны труда выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Накопленный опыт организации работы служб охраны труда свидетельствует о том, что каждый работник службы отвечает за порученный ему участок работы и осуществляет в этих пределах надлежащий контроль за выполнением требований охраны труда.

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2, 4.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, уточняющие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в части установления правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

услуг, для оказания которых необходима аккредитация, аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Что входит в обязанности работников службы охраны труда?

Работники, связанные с охраной труда, призваны решать целый комплекс задач обеспечительного и контрольного характера. К их числу можно отнести следующие функции:

  • планирование и организация мероприятий по ОТ, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • решение вопросов, связанных с проведением спецоценки на рабочих местах;
  • ведение группы вопросов по проведению инструктажей, проверке знаний, пропаганде ОТ;
  • составление отчетности и оформление документации по ОТ;
  • текущий контроль за соблюдением требований ОТ в компании;
  • расследование и учет несчастных случаев.

О том, что предпринять работодателю, если в компании произошел несчастный случай, читайте в материалах:

  • «Несчастный случай на производстве — действия работодателя»;
  • «Порядок оформления несчастного случая на производстве»;
  • «Акт о несчастном случае на производстве (нюансы)».

Конкретный перечень функциональных действий и сфера ответственности работников СОТ устанавливаются в компании с учетом ее масштабов, условий работы и специфики деятельности.

Что входит в обязанности работников службы охраны труда?

Работники, связанные с охраной труда, призваны решать целый комплекс задач обеспечительного и контрольного характера. К их числу можно отнести следующие функции:

  • планирование и организация мероприятий по ОТ, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • решение вопросов, связанных с проведением спецоценки на рабочих местах;
  • ведение группы вопросов по проведению инструктажей, проверке знаний, пропаганде ОТ;
  • составление отчетности и оформление документации по ОТ;
  • текущий контроль за соблюдением требований ОТ в компании;
  • расследование и учет несчастных случаев.

О том, что предпринять работодателю, если в компании произошел несчастный случай, читайте в материалах:

  • «Несчастный случай на производстве — действия работодателя»;
  • «Порядок оформления несчастного случая на производстве»;
  • «Акт о несчастном случае на производстве (нюансы)».
Читайте также:  Квота ВМП на роботическую операцию да Винчи

Конкретный перечень функциональных действий и сфера ответственности работников СОТ устанавливаются в компании с учетом ее масштабов, условий работы и специфики деятельности.

Права сотрудников службы ОТ

В соответствии со своими обязанностями специалисты отдела по охране труда на предприятии имеют право:

  • в любое время посещать и осматривать рабочие помещения, оборудование и технику в рамках проверки условий труда;
  • сообщать должностным лицам о выявленных нарушениях и требовать их устранения в положенные сроки;
  • требовать отстранения того или иного работника от службы в связи с нарушением трудового законодательства, отсутствием необходимых допусков, непрохождением медосмотра или медкомиссии;
  • запрашивать у руководства документацию по охране труда и сведения, необходимые им в процессе расследования и сбора доказательств;
  • требовать привлечения к ответственности того или иного сотрудника в связи с нарушением трудового законодательства либо добиваться у него письменного объяснения;
  • представлять интересы своего работодателя в государственных инстанциях, имеющих отношение к охране труда.

Кто выполняет обязанности специалиста по охране труда

Охрана труда на предприятии численностью менее 50 человек может выполняться его руководителем, одним из сотрудников, наемным специалистом или аккредитованной аутсорсинговой организацией.

Чтобы назначить ответственным за охрану труда работодателя или одного из работников, необходимо утвердить приказ по предприятию. Назначенный ответственным специалист обязательно должен пройти обучение и получить удостоверение по ОТ. В отдельных случаях требуется переквалификация.

Документы по охране труда для организации со штатом менее 50 человек включают:

  1. приказ по предприятию о назначении ответственного или специалиста по ОТ;
  2. положение об ОТ, содержащее полный перечень мероприятий по ОТ;
  3. инструкции для работников, разработанные в соответствии со спецификой работы каждого сотрудника;
  4. журналы регистрации инструктажей, работ, обучения и проверок;
  5. карточки учета СИЗ (при необходимости их выдачи).

Роструд планирует ограничить проверки малого и среднего бизнеса

Добросовестные работодатели будут освобождены от плановых проверок Роструда. Об этом заявил руководитель ведомства Всеволод Вуколов в ходе выступления на одном из мероприятий Всероссийской недели охраны труда.

Так, в план проверок на 2016 год будут включены только те организации малого и среднего бизнеса, в которых ранее были выявлены нарушения, угрожающие здоровью и жизни работников. По сообщению пресс-службы ведомства, Роструд уже приступил к реализации принципов риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий. В текущем году государственные инспекции труда осуществляют мониторинг соблюдения работодателями норм охраны труда, законодательства об оплате труда и иных обязательных требований, нарушение которых может привести к причинению вреда здоровью и жизни работников. О наличии таких нарушений сотрудники Роструда узнают из обращений граждан, из СМИ и иных информационных источников, а также в ходе межведомственного взаимодействия.

При этом в следующему году планируется освобождать от плановых проверок Роструда добросовестных работодателей при отсутствии нарушений даже по истечении трех лет с момента госрегистрации или последней плановой проверки организации малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Роструд обнародовал данные по количеству нарушений, связанных с установлением компенсаций за вредные условия труда. По данным ведомства, число таких нарушений увеличилось на треть. Так, за 2014 год было выявлено 19 465 нарушений установления соответствующих гарантий и компенсаций (в 2013 году – 15 705 нарушений). В ходе контрольно-надзорных мероприятий инспекторами труда выявлялись нарушения в части обеспечения работников дополнительным оплачиваемым отпуском, установления сокращенной продолжительности рабочего времени, а также повышения оплаты труда.

Правительство ввело риск-ориентированный подход к проверкам на предприятиях

В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.

Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.

Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *