Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
Проект приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Документ корректирует предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, а именно:
Характер работы | Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки) |
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | 10 кг |
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены | 7 кг |
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать:с рабочей поверхности с пола | 350 кг175 кг |
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
- С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Специальная оценка условий труда в 2022 году
Все уже наслышаны, что с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). В связи с этим подготовлено много сопутствующих НПА.
Но что же именно изменится в процедуре проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и насколько важные эти изменения?
- Вводятся новые понятия, которые позволяют выделить процедуру оценки профессиональных рисков.
Статья 209 ТК РФ будет представлена в новой редакции, добавлен термин «опасность«, сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Как это отразится на специальной оценке условий труда в 2022 году?
Если на рабочем месте установлен 4 класс условий труда (опасный), работодатель обязан приостановить работу.
При этом, в случае, выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Интересно, как это будет реализовано на практике? Ведь существуют такие рабочие места как пожарные, сотрудники подразделений МЧС и другие рабочие места, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья и жизни. По решению комиссии, на таких рабочих местах измерения не проводятся и им присваивается 4 класс условий труда (опасный).
Много было разговоров, ведь давно пора было для таких мест принять «Особенности проведения специальной оценки условий труда». Однако, для таких рабочих мест специальная оценка условий труда пока что проводится на общих основаниях.
Может быть после вступления в силу изменений 1 марта 2022 года дело пойдёт быстрее? Будем ждать разъяснений от Минтруда.
- С 1 марта 2022 года планируются также изменения в сам ФЗ 426 другим Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации», проект этого ФЗ пока что не внесен на рассмотрение в ГД РФ, но скорее всего, его примут.
Что нас ждет с 1 марта 2022 года в специальной оценке условий труда? Как будет реализована так называемая «цифровая трансформация»?
- Отчеты по специальной оценке условий труда можно будет не печатать, а подписывать в электронном виде с использованием электронной подписи.
Вроде бы звучит здорово… больше не надо печатать кучу бумаги, сидеть подписывать… НО
Отчет по СОУТ это не только карты и сводные документы, но еще и протоколы измерений факторов на рабочих местах.
Протоколы измерений выдаются аккредитованной в национальном органе лабораторией и подписываются не одним человеком, а порой, и не двумя. То есть какая-то часть отчета должна быть подписана одними людьми, другая часть – другими.
Цепочка подписания документов примерно такова:
1 – получение подписанных ЭЦП протоколов измерений от лаборатории (здесь мы опустим факт внутренней кухни лабораторий)
2 — составление отчета по СОУТ экспертом, подписание ЭЦП эксперта всех нужных документов
3 — передача отчета Заказчику, ВСЕ члены комиссии которого, должны просмотреть и подписать отчет
4 – а далее должно быть ознакомление сотрудников с отчетом… а как ознакомить конкретного сотрудника с конкретной картой СОУТ? Если весь отчет по СОУТ в электронном виде?
Вопросов много, ответов пока что нет.
Не будем забывать тот факт, что Россия страна большая, до сих пор остаются такие места, где на столах стоят факсы, а про ЭЦП никто и не слышал.
Идея с цифровизацией хорошая, за цифровыми технологиями всё-таки будущее, но хромает реализация.
Ну что ж… Будем по старинке печатать на бумаге, благо- это нам никто не запрещает.
- Перечень сведений во ФГИС СОУТ и функционал ФГИС СОУТ хотят расширить.
Объектом учета Федеральной государственную информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) дополнительно станет уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц ФСА.
Информацию из реестра организаций, проводящих СОУТ, и реестра экспертов можно будет получить онлайн путем формирования выписки из ФГИС СОУТ.
Сейчас реестр организаций, проводящих СОУТ и реестр экспертов есть на сайте Минтруда. А проверить внесены ли сведения во ФГИС СОУТ, о проведенной именно у Вас специальной оценке условий труда, можно там же онлайн, введя свой ИНН и ОГРН в специальную форму. Это всё в абсолютно свободном доступе для всех пользователей.
Обещают возможность автоматических выписок из реестров Минтруда – для работодателей это плюс, упрощает поиск подходящей организации для проведения СОУТ.
Также объектом учета ФГИС СОУТ в отношении работодателя станут результаты оценки профессиональных рисков. А результаты проведения специальной оценки условий труда смогут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками (в настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков).
Свяжут ли как-то две процедуры в одну? СОУТ и риски? Или это выльется во что-то новое един��е? Пока что неизвестно. Но, именно эти изменения вступают в силу только с 01 марта 2023 года. Время есть.
- Организации, проводящие СОУТ обязаны сообщать о своих внутренних изменениях
А именно:
- Сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов.
Эти сведения должны передаваться через ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих случаев.
Сейчас сведения о работниках и сведения об области аккредитации передаются только во ФГИС Росаккредитации – это сведения касательно только лаборатории. Теперь придется передавать сведения еще и об экспертах в Минтруд. Работы прибавится.
- Новое в рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения.
С 1 марта 2022 года Минтруд более не будет рассматривать разногласия, если:
А) кто-то уже успел показать результаты экспертизы СОУТ в суде и судебное решение уже принято;
Б) если экспертиза проведена по отчету СОУТ 2-летней (и более) давности.
В тоже время, подать отчет по специальной оценке условий труда на экспертизу, по-прежнему, можно когда угодно. А оспорить- уже нет.
Интересно получается, ведь иногда, и в самих заключениях по экспертизе проведенной СОУТ бывают ошибки. Теперь идти только в суд.
- С 1 марта 2022 года вступают в силу также много подзаконных НПА. Пока что проекты.
- Изменится порядок регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (касается не только допуска «новеньких», но и в случае приостановки и возобновления деятельности «стареньких»)
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда».
Что нового?
- Сроки рассмотрения заявлений сократят до 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (сейчас это 20 рабочих дней).
Также, в этом проекте говорят еще раз, что все организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать сведения о своих изменениях (в части области аккредитации и состава экспертов) в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих событий. Документы передаются в Минтруд либо на бумаге либо электронно, подписанные ЭЦП (тут, однако, не указано, что через ФГИС, но это только проект, могут и дополнить).
В течение 7 рабочих дней Минтруд обязан внести изменения в реестре.
- Сертификат эксперта можно будет формировать электронно через ФГИС СОУТ.
(Проект приказа Минтруда России «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»)
Старые сертификаты, которые на бумаге, конечно будут действовать до срока их окончания.
Это плюс, ведь бумажный сертификат в реальности лежит просто пылится в папочке.
Электронные номера сертификатов будут присваиваться информационной системой учета в автоматическом режиме начиная с номера, следующего за последним номером сертификата эксперта, выданного на бумажном носителе.
Интересно, а номер в реестре экспертам всё таки оставят прежним или нет?
- Изменения касательно подачи декларации соответствия условий труда с 1 марта 2022 года
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
Кто проводит СОУТ?
Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.
Как оформляются результаты СОУТ?
По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.
Сколько классов условий труда существует?
Существуют 4 класса условий труда:
1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.
2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.
3 класс «Вредные условия труда»
Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.
4 класс «Опасные условия труда»
Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?
Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:
— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.
— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.
Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.
Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.
Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.
Подача декларации, информирование ФСС и сотрудников
Получив подписанный заказчиком отчет, организация, проводившая СОУТ, должна отправить его в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Проверяет информацию в системе трудовая инспекция.
Работодатель со своей стороны обязан сообщить в ФСС России сведения о результатах СОУТ, а также не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета подать декларацию соответствия условий труда в Роструд. Декларация подается только на рабочие места, на которых вредные и опасные производственные факторы не были выявлены или условия труда по результатам измерения этих факторов признаны оптимальными или допустимыми.
Декларация будет действовать пять лет. Если за этот период не произойдет профзаболеваний или несчастных случаев на производстве, то она продлевается еще на пять лет, в течение которых можно не проводить спецоценку.
Кроме того, работодателю нужно под подпись ознакомить работников с результатами СОУТ и разместить на сайте сводные данные об итогах спецоценки (при его наличии). На это также отводится 30 дней с момента подписания отчета. С сотрудниками необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием класса условий труда и полагающимися им гарантиями и компенсациями.