ДТП на встречной полосе кто виноват

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на встречной полосе кто виноват». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ситуации, когда попал во дворе в аварию, столкнувшись со встречной машиной, нельзя применить термин «выезд на встречку». Двор, согласно ПДД – это не дорога, а прилегающая территория, у неё нет проезжей части, нет полос, ни своей, ни встречной.

Случаи когда штрафуют не в соответствии с правилами

Сразу возникает вопрос, если водитель действительно подходит к своим поступкам и их последствиям с умом, возможно ли одно нарушение подвести под другое. Теория говорит — можно, но все сведется к сопоставлению двух понятий «объезд» и «обгон». Нет прописанной в законодательстве расшифровки объезда и остается только подробно рассмотреть обгон.

Объезд также предусматривает опережение находящегося спереди автомобиля с вынужденным перестроением на встречку и возвращением на прежнюю полосу движения.

Единственная разница двух понятий — скорость находящегося спереди автомобиля. Оставление места ДТП? При обгоне все происходит в движении, даже то транспортное средство, которое следует объезжать. При объезде — напротив, возникшее впереди препятствие не движется.

Ситуации, которые могут привести к аварии на встречной полосе

ДТП с выездом на встречную полосу может возникнуть в результате целого перечня ситуаций:

  1. Водитель не успел закончить маневр обгона, в результате чего произошло ДТП на встречной полосе.
  2. Выполнялся обгон поворачивающего автомобиля. Обычно происшествие возникает, если нужно выполнить поворот налево, но его по какой-либо причине издалека не видно. Чтобы не проскочить нужное место, водитель замедляется. При этом за ним движется второе транспортное средство, которое планирует обгон. Водитель первой машины может не посмотреть в зеркало заднего вида или полагает, что транспортное средство не успеет его догнать. При этом водитель движущегося позади автомобиля не знает планов впереди едущего. Он предпринимает попытку обгона. В результате возникает ДТП на встречной полосе.
  3. Сразу два транспортных средства предприняли попытку обогнать медленно движущийся автомобиль и столкнулись между собой. Подобное возможно, если первый водитель, движущийся непосредственно за тихоходной машиной, не смотрит в зеркало заднего вида. Он начинает обгон в тот момент, когда его самого уже обгоняет транспортное средство. В результате происходит столкновение машин на встречной полосе.
  4. Гражданин, пытаясь уйти от столкновения с автомобилем, движущимся по его полосе, оказался участником аварии, столкнувшись с машиной, которая ехала по встречке.
  5. Лицо не справилось с управлением, его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение.

ДТП на встречной полосе во дворе

Движение в жилых зонах регламентирует пункт 17 ПДД РФ. В подобном случае термин выезд на встречку не применяется. Двор не считается дорогой. Здесь отсутствуют полосы. Пункт 1.4 ПДД РФ не применяется. Дело в том, что в нём говорится про дороги. Во дворе предстоит разъезжаться по взаимной договоренности. Основным правилом выступает следующая норма – уступить дорогу приближающемуся справа транспортному средству.

Большинство пунктов ПДД во дворе не применяется. Дело в том, что в них фигурируют понятия дорога, полоса и проезжая часть. На прилегающей к дому территории всё это отсутствует. Определить вину и невиновность сложно. Учитываются индивидуальные обстоятельства каждой ситуации.

Эксперты советуют проявлять при движении во дворе максимальную внимательность. Скорость перемещения не должна превышать 20 кмч. Такая норма отражена в пункте 10.2 ПДД РФ. Дополнительно действует приоритет пешеходов.

Как доказать само наличие превышения?

И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

Если на видео попал фрагмент движения машины «будущего виновника» хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП. Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников. Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

Читайте также:  Может ли составить завещание не гражданин РФ

Что будет за выезд на встречку – штраф или лишение?

Так как мы рассматриваем наказание, когда случилось ДТП, то нарушения, зафиксированные камерами я не рассматриваю. Сотрудники ГИБДД, а, возможно, и суд, будут решать, как поступить: лишить прав или наложить штраф.

Если водитель раньше не «отличился» в серьёзных правонарушениях, а тем более, если то, что он оказался не на своей полосе не могло иметь тяжёлых последствий (например, когда на «запрещённой» части дороги ваше авто было только частично), скорее всего, будет применён штраф. Тем более, как я уже говорил, езда по участку дороги, по которому едут навстречу – не всегда выезд на него вопреки правилам, а, следовательно, можно рассчитывать на более мягкое наказание, чем по пункту 4 статьи 12.15.

Но если ранее за водителем были зафиксированы грубые нарушения правил движения, а тем более, если выезд осуществлён повторно, придётся остаться без прав.

Важные особенности в любом ДТП

Одна из важных тонкостей, которую нужно знать, это то, что причинами аварий на дорогах не всегда являются нарушения правил движения или совершения маневров. Нельзя забывать пункт ПДД за номером 10.1, который гласит, что при превышении скорости часто становятся виноватыми при ДТП. Причем это не зависит от обязанности предоставить преимущество движения другим транспортным средствам.

Вторая особенность состоит в динамике ДТП. Именно в движении происшествие разбирается сотрудниками ГИБДД и судебными органами, особенно, если имеется запись видеорегистратора. Например, если нарушитель проехал, а вы врезались в него сзади, то виноватым наверняка признают вас. Он уже проехал, поэтому не его действие привело к ДТП, а вы догнали его и въехали сзади, когда нарушитель уже занял свой ряд.

Но разговор идет о ситуациях, когда вы смогли бы быстро затормозить и не допустить аварии. Например, таких случаев можно много найти в видеороликах, собранных на известных видеопорталах.

Авария на «встречке»: когда можно рассчитывать на компенсацию

Водитель увидел на дороге препятствие, которое закрывало открытый дорожный люк. Он объехал помеху по встречке и попал в ДТП. Автовладелец решил взыскать ущерб с водоканала, которому принадлежит колодец, и управления дорожным хозяйством. Но суды отказали, отметив, что водитель сам виноват в произошедшем.

На помощь пришла коллегия Верховного суда по гражданским делам, которая научила распределять бремя доказывания в подобных спорах.

Водитель может потребовать возмещения ущерба от дорожников — мы неоднократно рассказывали о такой практике (см. «Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто»).

Но в таких делах зачастую бывает сложно доказать, что в ДТП действительно виновата организация, которая отвечает за качество дороги.

Проблемы с доказыванием возникли и у Вадима Подгорного*, который августовским вечером 2018 года возвращался домой на своем Volkswagen Tiguan.

Проезжая по улице Радищева в Мурманске, он увидел на своем пути установленную над люком колодца конструкцию из двух автомобильных шин с дисками и вертикально приваренной к ним металлической трубы.

Единственным способом объехать препятствие было выехать на «встречку», что водитель и сделал. Спустя несколько мгновений на встречной полосе показались «Жигули», а потом две машины столкнулись.

В сервисе Подгорному объявили стоимость ремонта — больше 1 млн руб. Автовладелец посчитал, что в ДТП виноват не он, а дорожники — и отправился взыскивать ущерб с них в суде.

Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?

Если доказано, что действия гражданина повлекли за собой возникновение ДТП на встречной полосе, его признают виновным и обяжут возместить нанесенный вред. Процедуру регулирует глава 59 ГК РФ. Дополнительно лицо могут привлечь к административной ответственности. Первый вариант санкций регламентирует статья 12.15 КоАП РФ. Если гражданин объезжал препятствие, ему дополнительно вменяют штраф в размере 1.000-1.500 руб. Во всех остальных случаях он повышается до 5.000 руб. Допустима замена наказания лишением водительских прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Когда нарушение допущено повторно, срок лишения прав на управление транспортным средством продлевается на один год.

Выбор наказания зависит от репутации водителя. Если ДТП на встречной полосе не имело тяжких последствий, гражданин зарекомендовал себя, как аккуратный водитель, или имели место быть сопутствующие обстоятельства, которые привели к необходимости выезда на встречку, можно рассчитывать на более мягкое наказание. Скорее всего, представитель уполномоченного органа ограничится штрафом. Однако если лицо грубо нарушило правила или выезд был выполнен повторно, происходит изъятие прав.

Установить виновность с последующим лишением прав может только суд. Подобные полномочия у представителей автоинспекции отсутствуют.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Читайте также:  Слова коллеге при уходе на пенсию короткие

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Правила дорожного движения при перестроении

Для начала рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие перестроение транспортных средств:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Пункт 8.4 позволяет определить приоритет транспортных средств при перестроении.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Пункт 8.1 регламентирует подачу сигнала поворота при выполнении перестроения.

На первый взгляд все довольно просто:

  • Перед перестроением нужно включить сигнал поворота.
  • При перестроении нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся без изменения направления.
  • При одновременном перестроении следует пропустить автомобиль, находящийся справа.

На практике же при возникновении ДТП часто возникают сложности с определением виновника дорожно-транспортного происшествия. Подобные ситуации будут рассмотрены далее.

Как определяется кто виноват

Установить виновность может только суд, сотрудники Автоинспекции не наделены такими полномочиями. Принято по умолчанию, что, если только один участник движения нарушил ПДД, он признаётся виновным, и, как правило, если нарушение очевидное, спорить с обвинением не имеет смысла. Но если виновность неявная, её будет устанавливать суд. Причём обратиться в суд может несогласный с обвинением самостоятельно.

Виновник будет нести гражданско-правовую ответственность, то есть будет обязан возместить причинённый вред (по ОСАГО это сделает страховая компания), а также административную или уголовную, если пострадали люди.

А административную должны будут понести не только виновник, но и потерпевший, за совершённые каждым из них перед аварией нарушения ПДД, даже если они и не стали причиной происшествия, в том числе и за выезд на встречную полосу (если, конечно, нарушения были).

Роль дорожных условий в ДТП на встречной полосе

Дорожные условия играют важную роль в возникновении ДТП на встречной полосе. Несоблюдение правил дорожного движения может привести к опасным ситуациям, особенно при неблагоприятных дорожных условиях.

Одной из основных причин ДТП на встречной полосе является недостаточная видимость. Плохая погода, туман, снегопад или дождь могут существенно ограничить обзорность дороги, в результате чего водители могут не заметить других участников движения и допустить фатальные ошибки.

Также критическое значение имеет состояние дорожного покрытия. Повреждения, ямы, неровности или скользкость дороги могут сильно усложнить движение и повысить риск возникновения ДТП на встречной полосе. Водителям часто бывает трудно управлять автомобилем при плохом состоянии дорожного покрытия, особенно на поворотах или при скоростных передвижениях.

Эффективное предотвращение ДТП на встречной полосе требует поддержания хороших дорожных условий и надлежащего ухода за дорожным покрытием. Регулярное обновление и ремонт мостов, ремонт ям и неровностей, а также обеспечение подходящей видимости и улучшение освещения — все это меры, которые должны приниматься для уменьшения риска возникновения ДТП на встречной полосе.

Как исправить ошибку инспекторов ГИБДД

Юрист Мацала признает, что инспекторы ГИБДД легко могли допустить ошибку при оформлении ДТП. «Полагаю, что имела место обычная ошибка квалификации. Если для водителя такая ошибка очевидна, то единственно верный метод защиты — судебный.

«Жалоба на постановление инспектора ГИБДД может быть подана в течение 10 суток с момента получения постановления. С жалобой можно обратиться к начальнику выписавшего его инспектора, либо сразу в районный суд. В документе нужно указать, кому и от кого он направлен, какое постановление было вынесено, почему водитель с ним не согласен и обязательно прописать просьбу отменить наказание», — объяснил Мацала.

Он добавил, что если в результате рассмотрения жалобы решение водителя не устраивает, то следует обращаться выше по ступени, вплоть до Верховного суда. «К счастью, подобные обжалования не облагаются пошлинами и, если водитель готов сам себя защищать, это не повлечет за собой существенных затрат», — посоветовал эксперт.

С ним согласна и юрист Анна Куклева. «К сожалению, непрофессионализм сотрудников ГИБДД приводит к неправомерному и необоснованному привлечению к административной ответственности. Как правило, переубедить сотрудника ГИБДД невозможно. В случае несогласия с сотрудником ГИБДД необходимо в протоколе об административном правонарушении указать, что с данным протоколом автомобилист не согласен, и кратко указать причины несогласия. При вынесении постановления необходимо обжаловать его в судебном порядке», — составила Куклева план действий для автомобилистов.

Как избежать ответственности

Чтобы не допустить возникновение ДТП, не нарушайте ПДД, ведь правила придуманы не для того, чтобы взыскать с вас побольше денег или намеренно лишить водителя в/у, а для безопасности всех участников дорожного движения.

Но, к сожалению, даже самый опытный и аккуратный водитель может не успеть отреагировать, неправильно сориентироваться, и в результате чего именно его признают виновным в аварии.

Обычно, если водитель выехал на встречку на запрещенном участке, даже если он это сделал во избежание ДТП, то его все-равно наказывают за нарушение ПДД. Но есть и другое мнение на этот счет. Например, ВС РФ освободил гр-ку от ответственности за то, что она через сплошную линию выехала на встречную сторону, чтоб не врезаться в резко затормозивший автомобиль, признав ее маневр вынужденным.

В целом, чтобы избежать ответственности или сгладить последствия, юристы дают несколько полезных рекомендаций.

Итак, ВС РФ встал на сторону водителя, который совершил выезд на встречку, но все-равно не смог избежать. До этого три инстанции признали его виновным в совершении административного правонарушения.

По сути дела, известно, что гражданка двигалась по трассе в сторону Смоленска, когда впереди идущий автомобиль резко затормозил. Чтобы избежать столкновения водитель пересекла сплошную линию разметки и выехала на встречную сторону движения. К сожалению, избежать аварии все-равно не удалось.

Предыдущие инстанции посчитали, что ДТП произошло из-за того, что водитель неправильно рассчитала скорость движения и признали ее виновной.

На самом деле, это довольно распространенная практика, когда в аварии обвиняют водителя, даже если он пытается всеми доступными способами избежать столкновения. Но не в этот раз.

Гражданка не остановилась в борьбе за свои законные права и дошла до Верховного Суда. ВС РФ расценил действия водителя по-другому, назвав запрещенный маневр вынужденным. Гр-ку освободили от ответственности.

Как выполняется маневр

Перестраиваясь в другой ряд, водитель должен учитывать следующие правила:

  1. В первую очередь нужно обращать внимание на движение других транспортных средств. Перед перестроением необходимо пропустить все машины, движущиеся справа.
  2. Совершая перестроение, автомобилист должен уступить дорогу тем ТС, которые не планируют менять полосу движения.
  3. Перестраиваясь, автомобилист должен включить поворотник. Таким образом он известит других участников движения о планируемых действиях.

Большинство ДТП при перестроении случаются по двум причинам:

  • водитель не пропустил другие авто;
  • перед выполнением маневра автомобилист не включил сигнал поворота.

При движении в общем транспортном потоке задачей каждого автомобилиста является контроль ситуации на дороге. Очень важно обращать внимание на движение других водителей, своевременно реагируя на изменения ситуации. Если требуется, один автомобилист должен предоставить приоритет другому.

Как выполняется маневр

Перестраиваясь в другой ряд, водитель должен учитывать следующие правила:

  1. В первую очередь нужно обращать внимание на движение других транспортных средств. Перед перестроением необходимо пропустить все машины, движущиеся справа.
  2. Совершая перестроение, автомобилист должен уступить дорогу тем ТС, которые не планируют менять полосу движения.
  3. Перестраиваясь, автомобилист должен включить поворотник. Таким образом он известит других участников движения о планируемых действиях.

Большинство ДТП при перестроении случаются по двум причинам:

  • водитель не пропустил другие авто;
  • перед выполнением маневра автомобилист не включил сигнал поворота.

При движении в общем транспортном потоке задачей каждого автомобилиста является контроль ситуации на дороге. Очень важно обращать внимание на движение других водителей, своевременно реагируя на изменения ситуации. Если требуется, один автомобилист должен предоставить приоритет другому.

Если нет разметки и знаков, определяющих полосность движения на дороге, то согласно ПДД водители должны на глаз поделить проезжую часть пополам и двигаться по своей стороне. Если ширина проезжей части дороги или габариты транспортных средств не позволяют автомобилям разъехаться на дороге с учетом безопасного бокового интервала, то тут по обоюдному согласованию кто-то съезжает на обочину и уступает дорогу или оба съезжают на обочину одним колесом и так разъезжаются.

Если же при встречном разъезде автомобили все-таки зацепились зеркалами, то здесь инспекторам ГАИ необходимо очень потрудиться, чтобы найти виновного. Когда обе машины двигались навстречу и каждая оставалась на своей полосе при отсутствующей разметке, то, скорей всего, оба водителя будут виновны в нарушении ПДД: «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *