Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка и подача административного иска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Что такое административные дела?
Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.
Также к административным относятся дела, когда в отношении гражданина или компании реализуют отдельные административные властные требования, и суд контролирует, чтобы при этом не нарушались их права и свободы. Это, к примеру, следующие дела:
- о госпитализации гражданина в различные медучреждения, включая психиатрическую и противотуберкулезную лечебницу, если он не согласен лечиться,
- о принудительном психиатрическом освидетельствовании человека,
- о взыскании денег с граждан в счет уплаты обязательных платежей и санкций,
- о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, которые не являются юрлицами,
- об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра.
Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?
КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):
1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),
2) квитанция об уплате госпошлины.
Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.
3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),
4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),
5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),
6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),
7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).
Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.
Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.
Оставление административного искового заявления без рассмотрения
Рассмотрение дела не всегда заканчивается итоговым решением суда. В некоторых случаях (например, если вы не выполнили обязательный досудебный порядок или попросту не подписали административный иск), суд может оставить административный иск без рассмотрения.
Основания для этого перечислены в ст. 196 КАС РФ. Их перечень открытый. Так что суд может оставить ваш иск без рассмотрения и в других ситуациях, которые упоминаются в КАС РФ.
Суд выносит определение, которым заканчивается производство по административному делу. В определении суд:
- указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без рассмотрения,
- приводит способ их устранения,
- разрешает вопросы о возможности возврата госпошлины и о распределении судебных расходов между сторонами.
Срок обращения с административным исковым заявлением
Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.
Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.
Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.
Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.
Составление административного иска
При составлении (оформлении) административных исковых заявлений необходимо руководствоваться ст. 125 КАС. В указанной статье представлен перечень необходимой информации, отсутствие которой приведет к оставлению исковых заявлений без движения, а именно:
- наименование суда, в который подается дело
- наименование истца, с указанием ФИО (наименования), адреса регистрации (местонахождения), ФИО представителя, наличие высшего юридического образования у представителя, номера телефонов (факсов), адреса электронной почты и другая контактная информация;
- наименование ответчика, с указанием всей известной контактной информации и адреса местонахождения (согласно регламентным документам);
- указание на нарушенные права и свободы, а также указание на нормы права, их регламентирующие;
- указание оспариваемых решений (действий, бездействия) с требованиями к ответчику;
- доказательства соблюдения досудебного урегулирования спора;
- результаты рассмотрения жалоб при их подаче;
- документы (перечень приложений).
Обжалование незаконных решений
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример – учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров – незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Что такое административное исковое заявление
Под административным иском подразумевается обращение граждан в органы судебной власти, в соответствии со статьями АПК РФ, с целью обжалования незаконных действий госструктур во время их работы с населением, в частности:
- При любом обращении к правоохранительному, судебному, исполнительному и иному органу власти, в том числе и при отказе в предоставлении какой-либо услуги.
- Если во время получения каких-либо услуг от лица, находящегося на государственной должности, обнаружилась противоправная или коррупционная схема работы.
- Когда в отношении гражданина РФ вынесено судебное решение, переданное на принудительное исполнение судебным приставам, в работе которых выявлены противоправные или преступные действия.
Образец административного искового заявления согласно КАС (2015 года)
В Заволжский районный суд города Ульяновска
Административный истец:
Шайдуллина Розия Ильясовна, имею высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом № 423 от 12.01.2010, намерена вести дело лично,
проживающая по адресу: Ульяновск, ул. Зои Космодемьянской, 11-25
Административный ответчик: Министерство здравоохранения Ульяновской области
Ульяновск, ул. Новослободская, 21
Административное исковое заявление
25.12.2017 я отправила в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявление для рассмотрения его по существу должностными лицами. 28.01.2018 мне пришел ответ из министерства, прочитав который, я поняла, что мою проблему не решили. От меня просто отписались.
В ответ на мое обращение главный специалист-эксперт отдела лекарственного обеспечения Мартынова О. В. указала на нормативную базу, согласно которой я могу претендовать на получение лекарства, и описала порядок его получения. Однако на вопрос, почему мне не выдают его в аптеке, я ответа не получила.
С вышеуказанными действиями я не согласна, так как считаю, что они нарушают мои законные права на получение информации и лекарственное обеспечение. Если по закону мне положено лекарство, то почему мне его не дают?
К вышестоящему руководству по вопросу обжалования действий данного должностного лица я не обращалась. Так как ст. 218 КАС РФ наделяет гражданина правом на обращение в суд, если он считает, что действиями или решениями должностных лиц нарушены его права,
ПРОШУ:
- Признать действия главного специалиста-эксперта отдела лекарственного обеспечения Мартыновой О. В. незаконными.
- Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и составить мотивированный ответ на мое заявление.
Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:
- Исковое заявление в 1 экз. на 2 л.
- Квитанция об уплате госпошлины в 1 экз. на 1 л.
- Заявление в Министерство здравоохранения Ульяновской области (копия) на 3 л. в 2 экз.
- Ответ из Министерства здравоохранения Ульяновской области (копия) на 2 л. в 2 экз.
Образец административного искового заявления о ненадлежащем оказании медицинской помощи
13.05.2022 г. я оступился на лестнице и потянул ногу, в результате чего у меня появилась боль в левой ноге.
14.05.2022 г. я обратился в травматологический пункт НАЗВАНИЕ2, где мне был поставлен диагноз — «Растяжение связок левого голеностопного сустава», были назначены гепариновая мазь (местно, на место растяжения) и таблетки Аркоксиа. Все рекомендации врача я выполнял.
Однако через неделю боль не прошла, и 20.05.2022 я был вынужден обратиться в медицинскую организацию (поликлинику) по месту своего жительства — Поликлиническое отделение № 2 НАЗВАНИЕ1, где мне было выдано направление к врачу-хирургу — ФИО2 с жалобами на боли в левом голеностопном суставе, отек, прихрамывание.
В этот же день врач-хирург ФИО2 принял меня, после осмотра ФИО2 пришел к выводу о резкой болезненности сустава, увеличении левого голеностопного сустава, покраснении кожи. Мне было диагностировано растяжение связок левого голеностопного сустава, а также дерматит. Для лечения мне было прописано применение обезболивающих гелей, присыпок, а также выдан листок нетрудоспособности до 25.05.2020.
25.05.2022 г., соблюдая все рекомендации лечащего врача, я пришел на повторный прием в Поликлиническое отделение № 2 НАЗВАНИЕ1 к врачу-хирургу ФИО2, им были выявлены ушиб, отек и боли в левой стопе, мое состояние врач признал удовлетворительным. Обнаружена болезненность сустава в голеностопе, движение сустава было ограничено, боли резкие, отсутствие пульса. Мне было повторно диагностировано растяжение связок левого голеностопного сустава, облигирующий атеросклероз, артрит нижних конечностей.
Во время приема врач осмотр ноги произвел визуально, не вставая со стула, до ноги не дотрагивался, чувствительность, реакцию кожи на надавливание не проверял. Дополнительные диагностические мероприятия — общий анализ крови, биохимический анализ венозной крови, клинический анализ мочи не назначил.
В качестве лечения мне были назначены таблетки — Пентоксифиллин, Тромбо АСС и УЗДГ конечности в плановом порядке (направление на УЗДГ хирург не дал). Больничный лист врач продлил до 31.05.2022 г., соответственно, назначив мне на эту дату следующий прием.
После посещения хирурга мое состояние продолжило ухудшаться, назначенное лечение не помогло, я не мог уснуть от сильной боли в левой ноге.
В связи с чем 26.05.2022 г. (на следующий день после посещения врача-хирурга по месту жительства) я обратился в НАЗВАНИЕ3 с просьбой оказать мне помощь и при необходимости поставить верный диагноз.
Мной был заключен договор на медицинское обслуживание с НАЗВАНИЕ3. По результатам осмотра хирурга мне был поставлен диагноз — «Тромбоз ПБА, ПА, берцовых артерий, ишемия покоя, тромбоз ПВ, суральных вен 14 суточной давности, белая флегмазия, эмболия и тромбоз артерий нижних конечностей». Мне была рекомендована консультация в сосудистом центре в неотложном порядке с целью решения вопроса об оперативном лечении.
Сразу же после консультации врача-хирурга, в помещении НАЗВАНИЕ3 я вызвал скорую помощь для экстренной госпитализации. Прибывшие врачи скорой помощи отвезли меня в приемное отделение сосудистой хирургии Дорожной клинической больницы РЖД (адрес: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 222б). В приемном отделении дежурный врач сделал мне аппаратное исследование левой ноги, по результатам которого пришел к выводу о невозможности ее дальнейшего лечения и сохранения, и взял с меня согласие на проведение ампутации.
В связи с заполненностью хирургического стационара, и невозможностью госпитализации в Дорожную клиническую больницу РЖД , 26.05.2022 г. я поступил в хирургическое отделение стационара “Самарской городской больницы № 7” в неотложном порядке.
Мне был поставлен диагноз — «Генерализованный атеросклероз, ОААНК, тромбоз ПБА слева, гангрена левой н/конечности, серома п/о раны, ИБС, ССН 2Ф.КЛ. ХСН 2а, артериальная гипертензия 2 ст. Р3». Этот диагноз является основанием для проведения ампутации нижней конечности.
В течении суток врачи отделения предпринимали необходимые неотложные меры для сохранения ноги, однако, 28.05.2022 г. ими было принято решение о проведении операции.
28.05.2022 г. мне была проведена ампутация левой нижней конечности на уровне средней трети бедра. В послеоперационном периоде я находился в отделении реанимации, получал интенсивное лечение, после стабилизации состояния был переведен в отделение хирургии.
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
Административное исковое заявление об оспаривании решений структур власти
Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить административное исковое заявление. При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.
После официального оглашения решения суда, истцу и ответчику дается месяц на подачу апелляции, после чего решение является обязательным для исполнения. Подача искового заявления несложная процедура, но все же требующая определенных юридических знаний. Рекомендовано обратиться за помощью к специалистам, адвокатам, которые квалифицируются на ведении административных дел.
Не стоит забывать о том, что в отдельных случаях предусмотренных законодательством, в суде могут участвовать лица, имеющие соответствующие права, в частности высшее юридическое образование. Поэтому перед подачей, необходима консультация специалиста, который не только поможет в оформлении, но и представит ваши интересы в суде.
Кто и в каких ситуациях вправе подать административное исковое заявление?
Административное исковое заявление – это не простой судебный иск. Это также и не простое исковое заявление, которое необходимо для урегулирования спора между двумя гражданами Российской Федерации.
Основная отличительная черта именно административного искового заявления от остальных подобных состоит в том, что его цель — защитить в судебном порядке интересы тех граждан, чьи права были ущемлены государственными структурами.
То есть, составляется оно и подается в судебную инстанцию только в тех ситуациях, когда правонарушителем выступает не физическое или юридическое лицо, а государственная служба или администрация.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
К слову, название такого обращения не случайно, и оно установлено на законодательном уровне. Проще говоря, его нельзя назвать иначе, например, административное заявление.
Такого понятия не существует, и после внесения правок в действующие законы данное обращение должно именоваться именно как административное исковое заявление.
Такие поправки были внесены с принятием Кодекса Административного Судопроизводства РФ.
Предъявление заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:
- лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
- общественное объединение — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
- прокурор в пределах своей компетенции, а также органы государственной власти, муниципальные органы и их должностные лица(*), полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части;
- ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ либо компетенцию избирательной комиссии — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.