Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за иностранных работников в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Само по себе административное правонарушение не даёт работодателю никакого права применять к работнику различные санкции и иные меры воздействия. Фактически, это никак не касается рабочего процесса и рабочей деятельности, и любые негативные действия со стороны работодателя к сотруднику за совершение последним административного правонарушения будут считаться незаконными. То есть — работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию и тем более, его нельзя оштрафовать на работе или уволить за совершение административного правонарушения.
Сообщают ли на работу об административных правонарушениях — общие принципы
Под административным правонарушением в России подразумевается совершение поступка, который предусматривает несение виновным лицом административной ответственности. К таким проступкам относятся противоправные и виновные действия, которые, в отличие от уголовных преступлений, не несут за собой значительной общественной опасности, хоть и являются нарушением закона. Наиболее распространенными административными правонарушениями можно назвать:
- Нарушение правил дорожного движения.
- Распитие алкогольных напитков и курение в запрещенных местах.
- Нарушение работодателями трудового законодательства.
- Мелкое хулиганство.
- Хищение имущества в мелких размерах.
- Нарушение тишины и покоя в ночное время и выходные.
- Нарушение правил хранения оружия.
- Неисполнение обязанностей по воспитанию детей.
- Нарушение правил пользования электросетями.
- Неуплата в срок административных штрафов.
Важный факт — это лишь краткий перечень самых распространенных административных правонарушений, всего же под квалификацию таких деяний попадает достаточно большое количество незаконных действий.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Проверку осуществляет МВД, по её результатам всегда составляется акт. В этом документе инспекция обязана зафиксировать все подробности и нюансы, а сам документ носит название «Акт проверки». Он разделён на две основные части:
- в первой обычно указывают технические моменты и данные о работодателе — реквизиты, юридический адрес, дату и время проверки;
- во второй находится вся подробная информация по поводу предмета проверки, найденных нарушений, также описаны факты, доказательства — всё, что выявила инспекция в ходе проверки.
Важно: в акте прописываются все санкции, которые были наложены на нарушителя или нарушителей.
Акт — документ, который сразу же пишется в двух экземплярах. Один из них получает на руки нарушитель (работодатель), а второй остаётся в МВД и подшивается к делу. Как правило, представитель компании обязан расписаться в получении акта.
Этот документ станет основным, если нарушитель захочет оспорить наложенные на него штрафные санкции в суде.
Невыплата или неполная выплата зарплаты
По ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель может быть привлечен к ответственности:
- за невыплату или неполную выплату в установленный срок зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ), либо
- вследствие установления зарплаты в размере менее, чем предусмотрен трудовым законодательством.
Отметим, что это нарушение является одним из наиболее распространенных. Не стоит забывать о том, что законом предусмотрена помимо административной (и уголовной) еще и материальная ответственность. Она подразумевает обязанность работодателя выплатить в пользу работника определенную компенсацию за каждый день просрочки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ).
Приведем основные признаки отличий ситуаций, когда возникает административная ответственность, а когда – уголовная:
1) в наличии мотива – корыстной или иной личной заинтересованности:
- руководителя организации,
- работодателя – физического лица,
- руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации;
2) в тяжести и обстоятельствах совершенного правонарушения.
Что о кандидате могут рассказать его долги и штрафы?
- Наличие исполнительных производств – это риски. Причем не только риски, связанные с мошенничеством, но и более глобальные. К примеру, не разобравшись, банк может среагировать на подозрительное движение средств на счету блокировкой счета. При этом само перемещение является удержанием из зарплаты в счет погашения долга. Плюс репутационные потери: ни одной организации не захочется иметь в своем штате человека, вызвавшего интерес со стороны ФССП.
- Регистрация в качестве ИП и его последующее закрытие порождает вопрос о том, насколько кандидат в своей сфере компетентен и успешен. Если же всплывает, что он «засвечен» в качестве руководителя/учредителя ООО, ЗАО, АО, то помимо сомнений в профессиональной компетентности, это вызывает подозрение в сотрудничестве с фирмами-однодневками. Последствия могут быть не самые веселые – блокировка счетов, выездные проверки со стороны ФНС и т.д.
Нарушение трудового законодательства
Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.
Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.
Специалист по кадрам – должностное лицо
Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).
Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Специалист по кадрам – не должностное лицо
За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.
Непредоставление первичных статистических данных
Есть такая статья 13.19 КоАП «Непредоставление первичных статистических данных», за нарушение которой предусматривается административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (для должностных лиц) и от 20 000 до 70 000 рублей (для юридических лиц).
Кадровые специалисты также привлекаются по этой статье.
Специалист отдела кадрового и правового обеспечения была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП в виде штрафа в размере 10 000 рублей (максимальный штраф 20 000 рублей), за непредоставление первичных статистических данных (формы № 1 кадры). Согласно приказу работник была назначена ответственным лицом за подготовку статистической отчетности.
Сколько штрафов назначили суды в 2019 году
Всего в 2019 году российские суды наказали почти 6 млн фигурантов административных дел. Подавляющее большинство, 4,4 млн, — обычные граждане, физлица. 1,2 млн — должностные лица, в том числе и руководители компаний. Кроме того, если в статье не указан отдельный штраф для ИП, то предпринимателя наказывают как должностное лицо. На долю предприятий и организаций приходится 241 тысяча случаев, ИП — 43,5 тысячи.
Если верить судебной статистике, всего за год вынесено постановлений на общую сумму 83,2 млрд рублей. По данным Росстата, все органы власти — не только суды, но и чиновники — в 2019 году выписали административных штрафов в сфере экономики на 245 млрд рублей. Для сравнения, ГИБДД наказала российских водителей на 106,5 млрд.
Проверяющих и штрафующих ведомств много: налоговики, прокуратура, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие ведомства. Но у каждого органа своя статистика — почти всегда закрытая, когда дело касается штрафов. Штрафы юрлицам, отраженные в базе судебной статистики, — это неполная картина, но даже она показывает масштабы.
На что влияет получение административных штрафов
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: Последствия судимости или административного наказания
Уголовным кодексом РФ определено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.1 ст. 86).
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6).
Наличие судимости или административного наказания в случаях, установленных законами, порождают определенные правовые последствия – запреты, ограничения и обязанности.
Например, в соответствии с ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе при наличии не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.
Таблица штрафов по ОТ
Основание | Ответственный | Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей |
---|---|---|
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ |
||
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 2000 до 5000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 2000 до 5000 |
|
На юрлиц |
От 50 000 до 80 000 |
|
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 5000 до 10 000 |
|
На юрлиц |
От 60 000 до 80 000 |
|
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 15 000 до 25 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 15 000 до 25 000 |
|
На юрлиц |
От 110 000 до 130 000 |
|
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 130 000 до 150 000 |
|
Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. |
||
Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 70 000 до 100 000 |
|
Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) |
От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Сокрытие страхового случая |
||
Статья 15.34 КоАП РФ |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. |
|
На граждан |
От 300 до 500 |
|
На должностных лиц |
От 500 до 1000 |
|
На юридических лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. |
||
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 50 000 |
|
На юридических лиц |
От 100 000 до 200 000 |
Оформление взыскания за нарушение требований ОТ
Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.
Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:
- с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
- с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.
В срок не входит:
- время болезни работника;
- время его отпуска;
- время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).
Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:
- внесите данные организации или оформите на бланке;
- внесите дату, время и место составления;
- укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
- детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
- включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
- приложение — документы, объяснительные, докладные;
- рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
- подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).
В рамках одной проверки выявлено несколько нарушений по ст. 18.15 КоАП РФ – наказание как за одно нарушение?
В апреле 2022 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, а именно добавлены пункты 5 и 6 в статью 4.4 Кодекса. Согласно положениям названных пунктов, если в рамках одной проверки было выявлено два и более административных правонарушений по одной и той же статье, то наказание назначается только за одно административное правонарушение.
На первый взгляд кажется, что данную норму можно применить и к нарушениям, предусмотренным статьей 18.15 КоАП, ведь в большинстве случаев сотрудники ОВМ выявляют сразу несколько нарушений (иностранцев) и происходит это практически всегда в рамках одной проверки. Но, к сожалению, не все так просто.
Статья 18.15 КоАП РФ содержит в себе два примечания. Примечанием 2 установлено, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, административная ответственность наступает за КАЖДОГО иностранного гражданина. Именно это примечание делает невозможным применение пунктов 5 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ.
По сути, вышеназванное примечание вступает в прямое противоречие с другими положениями Кодекса и в данном случае по общему правилу суды должны применять к привлекаемому лицу ту норму, которая не ухудшает его положение. Но пока судебная практика однозначная – назначать наказания за каждого работника.
Ввиду того, что вышеописанные смягчения внесены в закон недавно, в высших судах (Кассационные суды и Верховный суд) еще не успела сложиться какая-либо практика по этому вопросу. Поэтому остается надежда, что со временем кассация или Верховный суд обозначат свою позицию и она будет в пользу привлекаемых лиц.
Признание нарушения по ст. 18.15 КоАП РФ малозначительным
Часто возникает вопрос относительного того возможно ли добиться в суде признания правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, малозначительным и как следствие освобождения привлекаемого лица от ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
Конкретных критериев признания нарушения малозначительным не существует, этот вопрос относится к так называемой «оценочной категории» и разрешается 100% на усмотрение конкретного судьи в конкретной ситуации. В нашей практике признания правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, малозначительным не встречалось ни разу, хотя бывали случаи, в которых, по мнению стороны защиты она была очевидна. Такая ситуация объясняется достаточно просто — все суды, принимая то или иное решение, отталкиваются от практики Верховного Суда, которая однозначно говорит о невозможности применения малозначительности в такого рода делах. При этом Верховный Суд данную позицию подробно не расписывает, ограничиваясь дежурными, одинаковыми из решения в решение фразами:
Выдержка из Постановления Верховного Суда РФ от 11.11.2021 N 78-АД21-17-К3
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного привлекаемым лицом правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В ходе производства по делу судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения
Все сказанное выше, не означает того, что вообще не стоит пытаться убедить суд в том, что именно в Вашем случае нарушение является малозначительным и имеются все основания для освобождения от ответственности, главное не нужно возлагать на это большие надежды и всегда иметь в запасе иные линии защиты. Сейчас Московские суды не применяют малозначительность к статье 18.15 КоАП РФ, но практика может в любой момент измениться.
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
- Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
- Протокол передается на рассмотрение.
- Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.