Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что важно знать бизнесу о новых изменениях в законе «О полиции»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первая индексация пройдет 1 апреля 2023 года. Она затронет круг пенсионеров, которым положены разные социальные надбавки: за иждивенцев, при достижении возраста 80 лет, инвалидности и т.д. Величина ее составит примерно 3,3% по предварительным подсчетам. Повысится и социальная пенсия, и надбавки, которые рассчитываются от ее суммы.
В МВД России подтвердили, что готовится реорганизация структуры органов внутренних дел.
Предполагается, что будут упразднены должности начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений ведомства.
Напомним, что с 2011 года в криминальную службу МВД входят подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, наркотиками, специальные технические, оперативные службы. А в службу общественной безопасности — ГИБДД, патрульно-постовая служба, подразделения по работе с несовершеннолетними, участковые и органы дознания.
Это и есть те сотрудники, к званию которых добавляется слово «полиции». Например, полковник полиции, или лейтенант полиции. Все остальные, кто занимается хозяйственным, финансовым обеспечением или, скажем, кадровыми вопросами, считаются сотрудниками внутренней службы.
Поэтому для управления теми, кто относится к категории полиции, и был назначен отдельный заместитель начальника органа внутренних дел — начальник полиции.
Но, как выяснилось, за прошедшее десятилетие такая конструкция себя не оправдала.
Из-за того, что произошла размытость ответственности за разные сферы деятельности, потребовалось усилить контроль за этими подразделениями и улучшить их управляемость. Упала раскрываемость преступлений. А должностные лица стали перекладывать друг на друга ответственность.
Пенсия по выслуге лет в системе МВД
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Проект закона предлагает дополнить закон «О полиции» новой статьей «Вскрытие транспортного средства».
Согласно документу, предлагается разрешить полицейским вскрывать автомобили, если нужно спасти чью-то жизнь, предотвратить преступление, изъять оружие или наркотики, проверить сообщение об угрозе террористического акта или установить обстоятельства несчастного случая. Кроме того, на такой шаг полиция сможет пойти при массовых беспорядках или ЧС, если вскрытие понадобится для обеспечения общественной безопасности.
Перед вскрытием транспортного средства, согласно проектируемым нормам, сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию владельца или тех, кто находится в машине, служебное удостоверение. Также полицейскому нужно будет объяснить, почему и на каком основании он собирается вскрыть авто, и разъяснить права и обязанности граждан. Исключение составят случаи, когда промедление создает угрозу жизни и здоровью граждан или самого сотрудника полиции.
Если собственник автомобиля при вскрытии не присутствовал, полиция должна будет его проинформировать о произошедшем в течение ближайших 24 часов. После вскрытия полиция должна будет обеспечить меры, чтобы в машину не проникли посторонние — до прибытия собственника.
Ко второму чтению в проекте убрали пункт, согласно которому полицейский не нес ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если мера применялась на законных основаниях.
«Соответствующее регулирование уже есть в Гражданском кодексе», — пояснил «Интерфаксу» суть поправки Валеев.
Правительство также предлагает уточнить требование закона о том, что полицейский должен представиться и разъяснить права и обязанности граждан. Если нужно задержать преступника или есть опасность для чьей-то жизни, представиться и разъяснить права сотрудник полиции сможет позже — после того, как это позволят обстоятельства.
Названы пенсионеры, которых в январе 2023 года затронет двойная индексация пенсий
Эксперты рассказали, что ждать сразу две индексации выплат в начале следующего года могут те пожилые граждане, которые получают небольшие ежемесячные выплаты. Обычно их не хватает, чтобы обеспечить комфортные условия жизни.
Дело в том, что с января 2023 года будут повышены не только страховые пенсии, но и уровень прожиточного минимума. Таким образом, пожилые граждане, чья пенсия ниже прожиточного минимума, получат сразу две прибавки. На 4,8 процента будет увеличена пенсия, а с увеличением прожиточного минимума возрастет и социальная доплата к ней. Доплаты будут произведены в автоматическом режиме, писать заявлений пенсионерам не нужно.
В итоге несколько миллионов пожилых граждан в январе ждут сразу две прибавки к пенсии. И их общий размер может быть достаточно большим. В целом же по итогам этого года пенсии большинства пенсионеров должны вырасти на 15 процентов, что будет больше уровня инфляции на несколько пунктов.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Увеличение выслуги лет в МВД до 25 лет с 2023 года
Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.
Как следует из официальных выступлений Премьер-министра, а также министра финансов, министра внутренних дел, описываемый законопроект вполне себе готов, однако его одобрение находится на завершающей стадии.
Всё-таки силовые ведомства являются надежной опорой государственной власти и резко поднимать стаж для льготной пенсии никто не хочет. Такая мера способна оттолкнуть от привлекательной службы в МВД некоторых молодых сотрудников, поэтому если и будут увеличивать выслугу, то делаться это будет более аккуратно.
Основной смысл поправок:
- полицейский получает право представиться гражданину уже после пресечения общественно опасных действий последнего (представляющих опасность для здоровья, жизни и имущества). В настоящее время сотрудник полиции сначала должен сообщить свои фамилию, имя и звание, а затем только может приступать к выполнению возложенных на него задач;
- сотрудникам полиции разрешается применять обнаженное оружие во всех случаях, когда есть опасность нападения со стороны нарушителя порядка. Сейчас фактически полицейский вправе использовать оружие только для пресечения конкретных действий, перечисленных в ст. 23 Закона, угроза нападения не учитывается;
- конкретизируются права полицейских при оцеплении, блокировании территории. Сотрудники получают возможность досмотра граждан при проникновении в такую местность. Сейчас такого права у них нет, поэтому они не могут воспрепятствовать проникновению на оцепленную территорию запрещенных предметов;
- появится право на вскрытие автомобиля в отсутствие владельца для предотвращения преступлений с уведомлением собственника в течение суток;
- разрешено будет также вскрывать машины в присутствии собственников для предотвращения противоправных действий, возникновении подозрений на перевоз запрещенных в обороте предметов, управление ТС в состоянии опьянения.
Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.
В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.
Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.
Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.
Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.
Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.
Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.
Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.
Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.
Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
9) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
10) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:
- Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
- Принципы работы сотрудников полиции.
- Полный перечень и описание прав и обязанностей.
- Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
- Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
- Место в правовой системе сотрудника полиции.
- Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
- Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
- Вопросы обеспечения.
- Контроль деятельности.
- Заключительные положения о порядке действия закона.
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Назначение полиции
- Статья 2. Основные направления деятельности полиции
- Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4. Организация полиции
- Глава 2. Принципы деятельности полиции
- Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6. Законность
- Статья 7. Беспристрастность
- Статья 8. Открытость и публичность
- Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
- Глава 3. Обязанности и права полиции
- Статья 12. Обязанности полиции
- Статья 13. Права полиции
- Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Статья 14. Задержание
- Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
- Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20. Применение физической силы
- Статья 21. Применение специальных средств
- Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
- Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
- Статья 25. Сотрудник полиции
- Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28. Основные права сотрудника полиции
- Статья 29. Утратила силу.
- Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
- Глава 7. Служба в полиции
- Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35. Утратила силу.
- Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
- Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избра��ному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
С мошенниками, жаждущими завладеть вашими деньгами, можно столкнуться в самых разных местах, в том числе и на дороге.
Генеральный директор Алексей Скворцов. Главный редактор интернет-портала Сергей Огурцов. Директор по развитию цифрового направления Анна Никитина. Шеф-редактор Галина Петрова.
Эту статью предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление.
Новый Закон о полиции 2020 – удар по правам человека
Согласо действующему законодательству, одним из оснований проникновения в жилое помещение может стать “задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления”.
Эту статью предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление.
Также полицейским предлагают разрешить “осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях”.
Самые жаркие споры в обществе появились из-за уточнения права на сотрудником полиции. На сегодняшний день, полицейский имеет право применить оружие только в экстренных случаях, например, если злоумышленник резко сокращает расстояние до сотрудника, не реагирует на предупреждение или пытается прикоснуться к табельному оружию. Поправки в закон предполагают расширить права сотрудников полиции на применение табельного оружия. Если страж порядка расценит действие человека, как угрозу нападения, то в этом случае сможет применить обнаженное оружие.
Беспокойство людей и экспертов понятно. Получается, что сотрудник может оправдаться угрозой нападения, хотя по факту ее и не было. Поэтому этот момент нужно максимально конкретизировать. Ведь на кону стоит жизнь человека. Есть печальный опыт США, где сотрудники полиции имеют широкие полномочия при применении оружия. Многие люди становились жертвами полицейских лишь из-за того, что сотруднику казалась какая-то угроза. Поэтому, нужно быть предельно внимательным при общении с сотрудниками полиции и стараться их не провоцировать. По возможности лучше вести запись, чтобы зафиксировать злоупотребления сотрудников полиции.
Новые поправки разрешают сотрудникам полиции досматривать граждан, которые проходят в блокированные территории. Например, если проводится митинг, то сотрудники полиции могут осматривать людей, проходящих в зону скопления людей. Теперь, сотрудники полиции смогут провести досмотр, а если они отказываются, то не пропустить их. Ряд экспертов увидели в этом нарушение прав граждан. Многие предполагают, что это направлено, чтобы не допустить многочисленные митинги, которые могут дестабилизировать обстановку в стране. Проще говоря, власти сейчас страхуются в условиях серьезного экономического кризиса.
И еще одно важное изменения. Сотрудник полиции не будет подлежать преследованию за те действия, которые он совершил при исполнении полномочий, возложенных на полицию. Таким образом, если действия сотрудника полиции соответствуют требованием Конституции и законов РФ, то к ответственности его не привлекут. Но как простым людям доказать, что действия против них не соответствовали требования законов? Судебная практика показывает, что большее число споров решается в пользу людей в форме, а сейчас и подавно ситуация не улучшиться.
Поэтому стоит быть более осторожными, не вступать в конфликт с сотрудниками полиции и по возможности вести видео запись или запись разговора, чтобы потом доказать свою правоту. Главное, не провоцировать сотрудника полиции, люди бывают разные, а своя жизнь дороже.
Могут ли люди с судимостью участвовать в спецоперациях?
Изначально в Российской Федерации был запрещен призыв на военную службу в рамках частичной мобилизации лиц, осужденных за тяжкие преступления.
Напомним, статья 15 УК относит умышленное преступление к категории тяжких преступлений с наказанием в виде пяти лет лишения свободы.
Ключевое изменение на 2022 год заключается в том, что в рамках мобилизации теперь могут привлекаться люди, не судимые за тяжкие преступления. Если раньше вам приходилось ждать восемь лет после отбытия наказания, то теперь вас могут призвать сразу после освобождения.
Эти поправки позволят лицам с судимостью вступать в армию в качестве добровольцев.
Однако есть некоторые исключения из этого. Такой возможностью не могут воспользоваться лица, осужденные за преступления против половой неприкосновенности детей, терроризм или другие преступления против безопасности России. Например, осужденные за шпионаж, экстремизм, угон самолетов или покушение на жизнь политиков.
Разве мы еще не мобилизовались?
Нет, это не так. Частичная мобилизация проходила в России до 31 октября 2022 года. «Частично» — ключевое слово.
Как уже неоднократно говорилось, в данном случае набирается не все население, а часть тех, кто имеет военный, боевой опыт и т.д.
Всеобщая мобилизация означает, что почти все мужчины отправляются на передовую. Исключение составляют лица, чей военный билет свидетельствует о непригодности гражданина к военной службе, лица с инвалидностью и по многим другим причинам.
При всеобщей мобилизации вызываются не отдельные категории, а огромные массы людей — миллионы.
«Мобилизация в Российской Федерации может быть полной или частичной. Комплекс мер, принимаемых при объявлении полной или частичной мобилизации в Российской Федерации, регулируется настоящим Федеральным законом, Постановлениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации», говорится в Федеральном законе N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Что касается вышеуказанных актов, то на данный момент существует только указ о частичной мобилизации.
Изменения в прямых выплатах пособий ФСС в 2022 году
Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.
Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.
Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.
О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.
До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.
К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.
На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.
В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.
Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.
При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:
- зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
- зарплата в натуральной форме;
- разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
- надбавки и доплаты;
- премии и вознаграждения.
Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».
Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.
На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.
В текущем и в 2022 году выслуга лет для получения пенсии останется неизменной, если в ближайшее время в законодательстве не появятся новые изменения.
Выслуга лет – установленный законом стаж работы в вооруженных силах и силовых структурах, по достижении которого полицейский может досрочно уйти на пенсию. Работа в МВД достаточно сложная, сопряжена с риском, высокой моральной и нередко физической нагрузкой. В связи с этим к полицейским применяется льготный порядок расчета трудового стажа. В текущем и вероятнее всего в 2022 году срок выслуги для представителей МВД останется без изменений. Для выхода на пенсию необходимо отработать 20 лет, после чего написать соответствующее заявление.
Кроме этого, законодательством определены случаи, когда сотрудник полиции может уйти в отставку при достижении пенсионного возраста, не проработав достаточного количества лет. Такой вариант возможен, если:
- общий стаж работы составляет не менее 25 лет, половина из которого приходится на службу в МВД;
- получено воинское или специальное звание по итогам прохождения соответствующей аттестации;
- на момент написания заявления исполнилось 45 лет.
При несоблюдении перечисленных условий полицейский может рассчитывать на получение пособия только по достижении стандартного пенсионного возраста.
Возможность досрочно уйти на пенсию – одно из преимуществ работы в полиции. Вместе с тем в Правительстве неоднократно обсуждался вопрос об увеличении в МВД выслуги до 25 лет. Действующие нормы могут отменить в 2022 году, хотя официальных заявлений о внесении поправок в законодательство власти пока не делали.
Похожие записи: