Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уфимцев пообещал в 2023 г. вернуться к теме выплат без износа в ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Проведение осмотра или независимой технической экспертизы
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.
Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.
Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Проблемы с системой расчета
Для автосервисов такая ситуация – не новость. Компенсации практически никогда не хватает на ремонт. И в основном сталкиваются с этим клиенты небольших компаний.
«Для того чтобы рассчитать полную стоимость ремонта, которая так или иначе может увеличиться в самом процессе, нужно машину поднять, разобрать, посчитать все запчасти, посмотреть сроки доставки в текущих реалиях», – объясняет учредитель автосервиса Дмитрий Ишмулин.
Страховщики объясняют это несовершенством системы расчета.
«Если автомобилю больше 10 лет, понятно, что износ достигает по запчастям, которые требуют замены. Максимально возможная сумма – мы можем учитывать износ до 50%. Соответственно, если человек хочет чинить автомобиль, используя новые детали, возникает спор и клиенту не хватает этих денег», – добавляет представитель страховой компании Игорь Иванов.
Запчасти в этом году подорожали в 2–3 раза. И ждать их надо теперь несколько месяцев. Если есть качественные китайские аналоги – повезло. Но заменить ими можно далеко не все механизмы.
«Есть ряд деталей – например, натяжитель приводного ремня есть только оригинальный. Аналог просто работать не будет. Либо какие-то гидравлические части подвески, амортизаторы», – перечисляет сервисный консультант Дмитрий Лютых.
Как изменится стоимость ОСАГО для виновника ДТП
Водитель может самостоятельно определить, на сколько повышается ОСАГО после ДТП, и на сколько он снизится при безаварийной езде. Данная процедура достаточно проста. Для расчёта страховые организации применяют определённые значения повышающего КБМ. Его значение можно узнать из таблицы:
КБМ в прошлом году |
КБМ в 2022 году (с учётом количества полученных страховых выплат) |
||||
0 выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Регрессное требование
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» в определенных случаях страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Основания, дающие право страховщику взыскать свои расходы с виновника ДТП:
- Когда виновник умышленно способствовал дорожно-транспортному происшествию.
- В момент происшествия виновник был под действием алкогольного или наркотического опьянения.
- Виновник управлял автомобилем без водительских прав.
- ДТП совершил водитель, не внесенный в перечень лиц по полису ОСАГО.
- Виновник скрылся с места происшествия.
- Срок действия полиса ОСАГО на момент происшествия истек.
- Документы страховщику предоставлены позже назначенного срока.
- Виновник не предоставил автомобиль на экспертизу в установленный срок, начал ремонт или уничтожил его раньше, чем через 15 дней после ДТП.
- У виновника в момент ДТП истек срок талона на ТО.
Изменения, касающиеся нового правила по выбору станции ТО
Ранее страховые организации своим клиентам в случае ДТП без права выбора предоставляли СТО для ремонта авто. В 2019 году пострадавшему автовладельцу на официальном сайте страховщика предоставляются на выбор разные ремонтные станции и предлагается такая информация о них, как:
- название СТО и место его расположения;
- марки автомобилей, ремонтируемые на данной станции;
- предполагаемое время совершения ремонта по определенному виду работ.
Выше уже говорилось, что об обслуживающих автосервисах автовладелец может узнать с полисов ОСАГО. К автосервисам, согласно новым правилам, предъявляются такие требования:
- ремонт должен быть выполнен не более, чем за 30 дней;
- удаленность станции от аварии не должна превосходить 50 км (при наличии большего расстояния участник аварии оплачивает самостоятельно доставку своего транспорта);
- авто с гарантией ремонтируются у официальных дилеров.
В случае невозможности выполнения требований со стороны СТО, страховщик может предложить денежную компенсацию. При этом ее размер будет меньше требуемой суммы, так как в расчете будет учитываться изношенность деталей.
От чего будет зависеть итоговый размер выплаты
Необходимо понимать, что максимальная выплата по страховке полагается далеко не каждому, кто является пострадавшим в ДТП. Если в результате ДТП причинен ущерб транспортному средству, то при расчете выплаты учитываю:
- цена деталей (запасные части),
- цена работы (при царапинах или сколах),
- услуги за работы на станции.
С недавнего времени выплата по полису может производиться не только в денежной форме, но и путем оплаты ремонтных работ на станции. В этом случае сумму ущерба выставляет станция, с которой у страховщика заключен договор. Никакие средства на руки клиент при этом не получает.
Если речь идет про выплату по здоровью, то в данном случае все решается персонально. При расчете выплаты учитываются:
- степень полученной травмы,
- оплата лечения,
- стоимость медикаментов.
Для подтверждения расходов потребуется предоставить все справки с медицинского учреждения и чеки, подтверждающие оплату. После получения документов компания перечисляет средства на личный счет потерпевшего.
Общие правила предоставления страховки
Прежде чем подавать заявку на получение страховки в том или ином виде, следует внимательно ознакомиться с условиями предоставления таковой.
Перечень правил включает:
- Каждый гражданин, пострадавший в результате ДТП обладает правом на получение компенсации по ОСАГО при условии действующего договора страховки.
- Виновнику аварии компенсация не предоставляется. Исключение составляют случаи, когда пострадали несколько авто и виновник является одновременно пострадавшим.
- Получить выплату могут иные лица, кроме пострадавшего, но только при наличии доверенности. В случае смерти гражданина, страховка предоставляется близким либо дальним родственникам такового.
- Страховка может быть активирована лишь после предоставления документов и соответствующего заявления заинтересованным лицом.
- Фирма-страховщик обязана осуществить выплату страховки или предоставление таковой в ином виде в течение 20 дней с момента подачи заявки потерпевшим гражданином. В ином случае на компанию могут быть возложены санкции в виде штрафа.
- При отказе фирмы в предоставлении страховки, таковая обязана известить в письменном виде о своем решении подателя заявления.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2022-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2022-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Правила выплат ОСАГО виновнику ДТП
Все правила выплат ОСАГО виновнику ДТП четко оговорены на законодательном уровне и включают в себя:
- пострадавший в ДТП водитель может получить компенсационную выплату только в том случае, если у него будет действующий договор ОСАГО
- виновный в аварии водитель не получает средства от страховой компании, предназначенные для восстановительного ремонта
- получить выплату не сможет потерпевший, который нарушил правила страхования: транспортным средством управлял не вписанный в договор водитель или авто используется в качестве такси
- отказ в выплате будет, если повреждения были получены в ходе соревнований или учебной езды
- также придется восстанавливать авто за счет собственных средств если виновная сторона скроется с места ДТП
При этом стоит учитывать:
- Получить компенсационную выплату или направление на ремонт сможет только собственник автомобиля или иное лицо, при наличии нотариальной доверенности.
- Получить компенсацию каждый потерпевший сможет после того, как подготовит и предоставит все необходимые документы сотруднику страховой компании.
- Если страховая компания отказывает в выплате, то потерпевшей стороне направляется официальное письмо, с причиной отказа.
- Споры по размеру выплаты всегда можно урегулировать в досудебном порядке.
Подводя итог, стоит отметить, что выплаты по договору ОСАГО закреплены на законодательном уровне и являются едиными, для всех страховых компаний. При этом сроки выплаты не должны превышать 20 дней, согласно единому регламенту. При необходимости каждый пострадавший может посетить официальный сайт РСА и скачать актуальные правила ОСАГО для ознакомления.