За что и на сколько штрафуют и лишают владельцев оружия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что и на сколько штрафуют и лишают владельцев оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Комментарий к ст. 20.8 КоАП

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Производство оружия в России – прерогатива государственных и частных военизированных предприятий, контроль которых настолько строг, что счету подлежит чуть ли не каждый грамм сырья, используемого для патронов и комплектующих. Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 12.03.2002 отдельным пунктом предусмотрено, что отношения военизированных предприятий по производству и поставкам при соблюдении Закона «Об оружии» не влекут никакой ответственности.

Производство в кустарных условиях, без контроля и без специальной лицензии уголовно наказуемо, ответственность за это предусмотрена в отдельной статье 223 УК РФ, которая запрещает три возможных действия:

  • непосредственно изготовление, то есть создание — например, когда из комплектующих предметов разного вида оружия собирается один – он может выглядеть совсем непохожим на те модели, детали которых использовались;
  • переделка – например, когда из ракетницы, пневматического пистолета или спортивного оружия производится огнестрельное, подпадающее под признаки гражданского, то есть запрещенного в обороте без наличия специального разрешения. Внешний вид переделанного предмета практически полностью сохраняется, но функции меняются;
  • ремонт – когда неисправное ружье чинят, в результате чего становится возможным использовать его для поражения цели.

Наказание за подобные действия может доходить до 8 лет лишения свободы. В тех случаях, когда предметом преступления является оружие ограниченного поражения (травматическое) или газовое, то наказание мягче – до 2-х лет лишения свободы.

Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

Читайте также:  ФССП приравняла молчание коллекторов в трубку к психологическому давлению

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Комментарий к статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Дополнительно к составленному заявлению о желании получить лицензию об оружии требуется предоставить в лицензионно-разрешительный отдел следующие бумаги:

  1. Справку, которая подтверждает факт того, что заявитель прошел полный обучающий курс по правильному хранению оружия и успешно сдал рекомендуемый экзамен.
  2. У заявителя была предварительно проведена проверка знаний о том, как обращаться с охотничьим ружьем или иным гладкоствольным оружием, а потом ему было выдано заключение об этом. Курс обучения составляет около 4 месяцев, проходить его нужно в специальных образовательных учреждениях.
  3. Медицинские справки от нарколога и психиатра, которые подтверждают, что у человека нет психических отклонений или зависимостей, которые могли бы препятствовать получению оружия. Также нужно будет пройти окулиста, терапевта.
  4. Две стандартные фотографии размера 3 на 4 см. Большую часть фотографии должно занимать лицо, которое с легкостью можно идентифицировать. Помимо этого, нужно приобрести сейф для хранения оружия и сфотографироваться на его фоне, чтобы подтвердить факт наличия места для его хранения.
  5. В случае покупки охотничьего ружья нужно иметь особый охотничий билет, который в настоящее время дает множество привилегий для новых охотников.
  6. Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.

Повод для лишения лицензии

Аннулирование лицензии на оружие находится в компетенции органа исполнительной власти, который эту лицензию выдавал. Вопросы разрешительной работы возложены на региональное Управление Росгвардии, под ведомством которого были образованы отделы лицензионно-разрешительной работы.

Регламент статьи 26 ФЗ «Об оружии» устанавливает порядок аннулирования и указывает все возможные причины и основания. Параллельно с этим документом необходимо рассматривать КоАП от 30.12.2001 г., Правительственное постановление от 21.07.1998 года, а также приказ МВД №646, который также является регламентом.

  • Аннулировать лицензию могут при изъявлении добровольного желания владельца оружия. Примером может служить ситуация, когда гражданин на определенный срок решил прекратить охотничью деятельность. Чтобы не платить взносы он подает заявление об аннулировании.
  • Автоматически лицензия аннулируется после смерти владельца оружия.
  • Разрешительные документы могут быть оформлены на юридическое лицо. При ликвидации юрлица аннулируется и разрешение.
  • Сотрудники ОЛРР могут лишить лицензии на оружие по судебному решению.
  • Также процедуре аннулирования способствуют прочие обстоятельства, которые являлись объективной причиной отказа в выдаче этого разрешения.
  • Последнее основание – аннулирование охотбилета.
Читайте также:  Что такое межевание земельного участка и для чего его делают

Добровольное аннулирование

С первого взгляда данная ситуация покажется нереальной. Действительно, кто захочет по собственному желанию расстаться с лицензией, когда для ее получения были предприняты невероятные усилия, затрачено время и средства. Одну из ситуаций мы уже привели, но существует еще ряд случаев такого порядка ликвидации разрешительного документа.

  • Поломка и повреждение оружия, при условии, что оно не подлежит ремонту и восстановлению.
  • Решение о полном прекращении владения оружия, то есть, гражданин решил сдать оружие совсем.
  • Отчуждение оружия. Некоторые наказания предусматривают изъятие оружия, но не ликвидацию лицензии.

Зачастую случается так, что люди обращаются с заявлением в отдел на аннулирование лицензии по той причине, что охотничье ружье устарело или сломалось, а приобретать новое не планируется. Само оружие должно быть сдано на утилизацию. Ситуация с оружием случается много, в том числе и нестандартных.

Следующий комментарий к статье 20.8 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 20.8 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Это весьма полезная информация. Я подбирал ее не один месяц. Выложил далеко не всё, что нашёл, поскольку грамотно использовать весь объем данных смогут лишь подкованные люди, в первую очередь — юристы. Для обычных стрелков этой публикации будет достаточно. Она поможет на абсолютно законных основаниях избежать наказания по ст. 20.13 КоАП РФ, сэкономив таким образом около 50 тысяч рублей. Подчеркну лишь, что материалы касаются исключительно СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПНЕВМАТИКИ ВНЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.

Честно говоря, я распечатал данную подборку и положил распечатки в оружейные кейсы. Как правило, любому правоохранителю гораздо проще прочитать некий документ, чем выслушивать наши сбивчивые объяснения. При этом они мгновенно понимают, что дело в суде рассыплется и «палку» на нем не срубишь, а то еще и на жалобу нарвешься. В общем, расстаемся чуть ли не друзьями, еще и поболтав на «пневматические» темы.

Комментарий к статье 222 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — общественная безопасность в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, — огнестрельное оружие (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Признаки предмета данного преступления необходимо раскрывать с учетом положений Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» , Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» .

Читайте также:  Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль

——————————— СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 8.

В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оружии» под оружием следует понимать устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели.

Правила ношения холодного оружия в России

Под «ношением» понимается нахождение колюще-режущего предмета в одежде или на теле, что приравнивается к нахождению его в сумке, портфеле.

Транспортировка оружия приравнивается к перевозке. Например, нож в бардачке автомобиля, в кофре или в багажнике является перевозкой холодного оружия.

Граждане РФ имеют право транспортировать (перевозить) рубяще-колющее оружие, которое принадлежит им на законных основаниях в количестве не более 5 единиц.

Холодное оружие признается таковым только по результатам сертификации. Если у человека не будет разрешения на него, тогда ему может грозить наказание.

Какое хранение считается незаконным

Процедура лицензирования состоит из ряда действий, которые официально подтверждают соответствие кандидата законным требованиям. Подготовив комплект документов, гражданское лицо запрашивает разрешение на приобретение травматики. После покупки оружие подлежит регистрации в определенные сроки — с параллельным оформлением лицензии. Если этого не сделать, действия нарушителя подпадают под статью о нелегальном обороте оружия.

В «Законе об оружии» указана не только обязанность владельца по лицензированию, но и содержатся нормативы для травматики. По определению, это огнестрельный ствол, предназначенный для поражения цели специальными патронами. Оружие не предназначено для стрельбы по живой мишени, влекущей причинение существенного вреда.

Энергия дула травматики не должна превышать 91 Дж. Особое требование предъявляется как к обойме пистолета, так и к барабану револьвера. Вместимость магазина — не более 10 патронов. При этом может быть два ударно-спусковых механизма. Это значит, что пистолет стреляет путем самовзвода, но не стреляет автоматическими очередями.

Важность представляет постановление Правительства №814, отредактированное в 2018 году. Данный акт утверждает меры по контролю за оборотом гражданского вооружения. Помимо этого, установлено, что граждане РФ вправе приобретать и носить травматические средства поражения с целью обеспечения своей безопасности. В том же документе прописаны нормы оборота оружия.

Ответственность за незаконное хранение и ношение

За нелегальное владение травматикой предусмотрены санкции:

  • В случае нарушения правил хранения выписывают штраф в сумме 2 тыс. рублей. Сам предмет подлежит изъятию вплоть до того момента, пока его бывший владелец не устранит нарушения.
  • Когда оружие приобретается и хранится в обход закона, на него, как правило, отсутствует лицензия. За данное нарушение налагается штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Кроме того, что сам предмет изымается безвозвратно, гражданину грозит административный арест.
  • Если срок действия лицензии истек, гражданин, который ее ранее оформил, получает предупреждение. Также может быть наложен штраф в сумме 3 тыс. рублей.

Судебная практика по статье 20.13 КоАП

Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 558-О
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решениями вышестоящих судов, А.В. Горбанев был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.13 КоАП Российской Федерации. Суды со ссылкой на материалы дела и с учетом требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП Российской Федерации отклонили доводы заявителя о том, что оружие было им применено в состоянии крайней необходимости и для самообороны.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2323-О

Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения актами вышестоящих судов, М.Л. Абдуллин был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.13 КоАП Российской Федерации (стрельба из оружия в не отведенном для этого месте в состоянии опьянения), и ему было назначено административное наказание в виде лишения права на хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *