Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 и 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 и 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Тахограф и карта водителя: простая инструкция для водителей

Вы просили нас сделать инструкцию по использованию тахографа для водителей – мы сделали!
Как правильно работать с тахографом, пользоваться картой водителя и делать распечатку технических данных для контролирующих органов.

Какие штрафы за тахограф могут быть в 2022 году

Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:

Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;

для ИП – 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица – 20-50 тыс. руб.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2020 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2020 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2020 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2022 года

Какие Законы Указывают — Кому и Когда Нужно Устанавливать Тахограф?

Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.

Кому вообще будет Нужно Устанавливать Тахограф?

Действие закона применяется к юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов. Проще говоря, если Ваш грузовой автомобиль до 3,5 тонн, и нет автобуса, то Вам тут делать нечего! Остальным, следует читать дальше!..

Отдельно отметим, что приказы Минтранса №36 и №273 только указывают кому и в какие сроки нужно устанавливать тахограф. А вот какой именно тахограф устанавливать — ЕСТР или с блоком СКЗИ, зависит уже от самого собственника автомобиля. Если у Вас есть соответствующие допуски и разрешения для выполнения международных перевозок, и Вы реально собираетесь выполнять такие рейсы, можно ставить тахограф ЕСТР, если нет — то СКЗИ. Для тех, кто хочет установить тахограф ЕСТР ради экономии — сообщаем, что это только видимость и иллюзия. Легитимный европейский тахограф, установленный по всем правилам ЕСТР обходится на порядок дороже, чем с блоком СКЗИ. Настоятельно не рекомендуем покупать и устанавливать б/у устройства, скорее всего он уже вышел из законного оборота при международных перевозках и его Вам просто «втюхивают», чтобы избавиться. Однако, порядок подбора тахографа ЕСТР и его легитимная установка это огромный материал для совсем другой статьи. Если будут запросы, обязательно напишем.

Достоинства и недостатки

В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.

Но применение тахографов имеет и другие преимущества:

  • Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
  • Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.

Нужен ли тахограф на погрузочном манипуляторе

Нужен ли тахограф на манипулятор Вопрос о разрешении использования кранов манипуляторов без тахографов часто поднимается на просторах Сети. Всё объясняется с недавними изменениями в действующем законодательстве, о которых многие собственники таких машин не знали. Поэтому необходимо наиболее подробно раскрыть данную тему, что позволит некоторым частникам избежать проблем с представителями власти и пустить сэкономленные на штрафах средства в развитие бизнеса.

Регистрирующее устройство, работающее в автономном режиме, для осуществления постоянной и объективной фиксации над параметрами, описанными в Цель его применения заключается в неотвратимости наказания в случае нарушения скоростного режима, РТО лиц управляющих ТС. Исходя из того, на территории России присутствует многонациональный контингент водителей, тахограф работает на языке пиктограмм (графических изображений режима работы, события, команды), с помощью которых пользователь может управлять прибором и реагировать на его извещения без знания национального языка.

В соответствии с вышеупомянутым приказом, грузовые автомобили грузоподъёмностью более 3,5 т. и автобусы должный быть оборудованы таким устройствами с 1 января 2021 г. Основное отличие от морально устаревших аналоговых (шайбовых) тахографов заключается в том, что современные цифровые модификации отвечают всем требованиям безопасности и эксплуатационных характеристик, которые требуют современные условия.

Перечень :

  • ;
  • ;
  • Передача данных осуществляется путём использования спутниковых систем (Глонасс).
  • Энергонезависимая память устройства, сохраняющая полученные сведения в течение 1 года.
  • карта мастерской.
  • Вход в «мозг» устройства возможен только после полной идентификации пользователя, осуществляемой несколькими видами карт: ;
  • ;
  • карта мастерской.
  • Наличие блока СКЗИ, предохраняющего информацию от несанкционированного доступа к ней.
  • Основные условия оснащения ТС тахографами прописаны в Приказе № 36, в нём можно найти практически всю интересующую информацию или ссылки на какой-либо другой нормативный документ. Аналогичная ситуация касается и перечня автомобилей и автобусов, которые должны эксплуатироваться с прибором. Разъяснение закона, раскрывающее данный вопрос можно найти на странице Приложения № 2 «Категории ТС, оснащаемых тахографами», вырезки из которого представлены ниже:

    • Исчерпывающий список специальных и специализированных автомобилей, освобождённых от установки самописцев.
    • Далее начинается перечень ТС, попадающих под исключение из представленного списка. В первую очередь упоминается об автомобилях, применяющихся для осуществления международных рейсов, выезжающих за пределы границ РФ. По условию Европейского соглашения грузоперевозчиков, упоминающегося в вырезке на них должны быть установлены тахографы ЕСТР.
    • Перечень грузовиков и автобусов, которые должны быть укомплектованными бортовыми самописцами.
    • Данный пункт прост и не требует разъяснений.

    На какие автомобили устанавливается тахограф

    К такому транспорту относят:

    1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
    2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
    3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
    4. все самосвалы;
    5. автокраны-манипуляторы.

    Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

    • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
    • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
    • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
    • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
    • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
    • Военные ТС.
    • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

    Правила установки тахографа

    Требования к тахографам, порядок оснащения ими транспортных средств и правила их использования устанавливаются Министерством транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 № 1213). Ниже приведены выдержки из соответствующих нормативных документов.

    Приказ Министра транспорта № 440 от 28.10.2020 (Приложение № 1, Общие положения, требования к тахографам, установленным на транспортных средствах):

    • оборудование включает в себя бортовое устройство, карты, датчик движения, антенны для приема сигналов ГЛОНАСС и GPS, приема/передачи сигналов GSM/GPRS и элементы крепления;
    • бортовое устройство должно быть защищено от вскрытия (герметичный корпус), включать программное обеспечение для обработки данных о трафике, криптографическое программное обеспечение, другие программные и аппаратные блоки;
    • тахограф должен обеспечивать целостность и правдоподобность информации, записанной в его памяти, позволять вводить данные об установке с помощью карты мастерской;
    • устройство поддерживает режимы «работа» (активируется картой водителя), «управление» (активируется картой контроллера), «настройка установочных данных» (активируется картой мастерской) и «предприятие» (активируется картой предприятия).
    Читайте также:  Можно ли купить квартиру за маткапитал, если ребенку нет 3 лет?

    Приказ Министерства транспорта № 438 от 26.10.2020 устанавливает установку тахографа в транспортном средстве:

    • Владелец транспортного средства обязан оборудовать транспортное средство тахографом, а мастерская, данные которой зарегистрированы ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о мастерских;
    • мастерская устанавливает тахограф (информация о его модели должна быть зарегистрирована Росавтотрансом в информационном ресурсе, содержащем сведения о моделях тахографов), активирует тахограф и программное/аппаратное обеспечение, производит настройки;
    • тахограф должен быть установлен в транспортном средстве таким образом, чтобы водитель мог получить доступ к его функциям со своего рабочего места;
    • тахограф должен быть установлен таким образом, чтобы его функции были доступны водителю на его рабочем месте; тахограф должен быть установлен таким образом, чтобы можно было распечатать контрольные данные, включая название мастерской, ее номер и номер тахографа, а также параметры транспортного средства;
    • установка тахографа должна быть завершена пломбированием.

    Постановление 440 Министра транспорта от 28.10.2020 (Приложение 3) устанавливает правила использования тахографа водителями и другими лицами. Вот некоторые из них:

    • Тахографы используются водителями, владельцами транспортных средств, сотрудниками ГИБДД и ФБУ «Росавтотранс»;
    • В тахографе используются карты водителя, мастерской, компании и инспектора;
    • водитель транспортного средства вставляет карту в гнездо тахографа и вводит PIN-код перед началом движения, и извлекает карту в конце движения;
    • водитель должен предоставить контролерам доступ к тахографу и к своей карте и распечатать запрашиваемую информацию;
    • запрещается использовать неисправный или устаревший тахограф, использовать устаревшую карту, удалять карту до окончания поездки, уничтожать или изменять (фальсифицировать) данные тахографа или карты.

    На какие транспортные средства ставится прибор?

    Нет необходимости иметь тахограф для личного пользования без финансовой выгоды. Если он уже установлен, вы можете активировать специальный режим для отключения определенных функций при самостоятельном вождении. В то же время, Министерство транспорта четко регламентирует, в каких категориях транспортных средств должен быть установлен тахограф.

    К ним относятся:

    • M2 — автомобили весом до 5 тонн, имеющие не менее 8 пассажирских мест;
    • M3 — автомобили массой более 5 тонн, имеющие не менее 8 пассажирских мест;
    • N2 — Для перевозки грузов используются автомобили массой от 3,5 до 12 тонн;
    • N3 — Транспортные средства весом более 12 тонн, используемые для перевозки грузов.

    Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года

    1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

    1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;

    2) техническое обслуживание тахографа;

    3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);

    4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;

    5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

    2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:

    1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;

    2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;

    3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».

    3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:

    1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;

    2) настройку тахографа.

    4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:

    1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;

    2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации- изготовителя транспортного средства;

    3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14;

    4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

    5. Настройка тахографа должна включать:

    1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;

    2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;

    3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

    6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

    1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;

    2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

    3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;

    4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;

    5) замены блока СКЗИ тахографа;

    6) нарушения пломбировки тахографа.

    7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

    8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.

    После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

    Читайте также:  Взыскание по исполнительному производству

    После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

    1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;

    2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

    3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

    9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

    При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:

    1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

    2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

    Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

    Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

    Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

    Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

    Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

    • На портале Госуслуг;
    • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
    • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
    • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

    С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

    1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

    • номер постановления;
    • регистрационные данные автомобиля;
    • номер водительского удостоверения;
    • ИНН организации.

    2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

    Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).

    Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.

    Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.

    Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.

    С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:

    • Федеральные законы № 184 и 196;
    • Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
    • Приказ Минтранса № 36 и 277.

    Законодательные акты описывают то, для какого транспорта необходимо устанавливать тахографы, процесс получения электронной карты для водителя и организации, а также требования к приборам. Статья 11.23 часть 1 КоАП РФ содержит подробную информацию о назначаемых штрафах за определенные нарушения, связанные с использованием тахографов. Они расписаны по категориям и разделяют виды ответственности для разных категорий лиц.

    Закон предписывает строгое соблюдение требований к параметрам тахографов. Первым, на что обращают внимание при проверке, является легальность установки оборудования. Встраивать в транспортное средство тахограф самостоятельно категорически запрещено. Установить оборудование можно только в специализированных сервисах, получивших разрешение на соответствующую деятельность от ФБУ «Росавтотранс».

    На какие автобусы не нужен тахограф

    Само собой вытекает, что микро — автобусы, вместимостью менее восьми мест не требуют обязательной установки прибора.
    Кроме того, если вспомнить исключения, то ритуальный автобус тоже может ездить без контрольного устройства.

    Если автобус осуществляет движение по городу либо маршрутам пригородного направления, тахограф тоже не нужен. Но, если длина пригородных перевозок составит более 50 км, тут уже исключение работать не будет. Или, если, скажем, вы на этом автобусе соберетесь повести людей на экскурсию к морю, то придется позаботиться об оборудовании транспорта.

    Так же исключение составляют автобусы международных направлений. Такие автомобили уже оборудованы приборами европейского стандарта.

    За отсутствие тахографа на автомобиле, если он не попадает под перечень исключений предусмотрена целая система штрафов. При чем, штрафуют как водителей, так и должностных лиц. Штраф для водителя составляет от 1000 до 3000 рублей. Для должностного лица – 5000 — 10000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении, автомобиль могут поставить на штрафстоянку. А юридическому лицу может грозить даже лишение лицензии на перевозки.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *