Права и обязанности судебного пристава-исполнителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судебного пристава-исполнителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Приостановление исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, прекращение исполнительного производства. Поворот исполнения судебного акта

В соответствии с Законом об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению. Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

Наряду с приостановлением исполнительного производства допускается отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления.

Обращаем внимание, что правовые последствия рассрочки или отсрочки исполнения решения разные. Рассрочка подразумевает исполнение судебного акта определенными частями в течение определенного периода. Отсрочка предполагает уплату задолженности по окончании установленного периода. Основанием для предоставления рассрочки либо отсрочки является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

В п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что «при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 203, 434 ГПК РФ, статья 324 АПК РФ). В случае удовлетворения требования об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд определяет период, в течение которого судебная неустойка не подлежит начислению. Указанный период исчисляется с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, и устанавливается на срок, необходимый для исполнения судебного акта. Должник также не обязан уплачивать судебную неустойку с момента незаконного отказа кредитора от принятия предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ)».

Положения ст. 434 ГПК РФ не определяют оснований для предоставления отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда (например, тяжелое имущественное положение должника).

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов как должника, так и взыскателя.

Например, наличие отсрочки или рассрочки у одного из солидарных должников по исполнительному документу не является основанием для предоставления отсрочки и рассрочки другим солидарным должникам.

При этом суд определяет, имеется ли необходимость в предоставлении рассрочки (отсрочки).

Например, на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2015 г. с А. в пользу В. взыскано 230 тыс. руб. Решение суда вступило в законную силу и на день рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда не исполнено.

Отказывая А. в предоставлении рассрочки исполнения решения, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Из представленной истцом справки о доходах физического лица следует, что за период с мая по октябрь 2016 г. доход должника А. составлял ежемесячно по 16 тыс. руб. Вместе с тем должник, обращаясь с заявлением о предоставлении ему рассрочки исполнения решения суда, не возражает против ежемесячного погашения долга в размере по 23 тыс. руб., что дает основания полагать о наличии у должника других источников дохода.

Судебная коллегия при рассмотрении частной жалобы на определение обратила внимание и на то, что в процессе исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель вправе обращать взыскание не только на заработную плату и иные доходы до��жника, но и на другое имущество, принадлежащее должнику и находящееся как у него, так и у других лиц. Такое имущество у должника было — это торговый павильон, на который судебным приставом-исполнителем был наложен арест. В связи с чем оснований для предоставления рассрочки не имеется.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Среди оснований прекращения исполнительного производства предусмотрены отказ взыскателя от взыскания и заключение в судебном порядке между взыскателем и должником мирового соглашения (ст. 439 ГПК РФ).

Мировое соглашение утверждает суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или суд, принявший это решение.

Читайте также:  Заполнение платежек по исполнительным листам с 17.07.2021

Если лица не явились в суд для утверждения мирового соглашения и не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие, то суд не рассматривает вопрос об утверждении мирового соглашения. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении этой вещи.

В соответствии с ч. 5 ст. 44 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Статья 443 и 444 ГПК РФ регламентирует поворот исполнения судебного акта, т.е. если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Как верно отмечает В.А. Аболонин, законодатель предусмотрел возможность должника обжаловать уже вступивший в законную силу или даже исполненный судебный приказ и добиться его отмены по общим правилам надзорного производства, однако не предоставил возможности должнику добиться поворота его исполнения, что приводит к существенному нарушению его прав и незаконному изъятию имущества, в котором суды становятся невольными участниками по причине явного несовершенства процессуальных механизмов защиты гражданских прав.

Обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Одним из способов защиты прав взыскателя, должника и других лиц является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действием (бездействием), в порядке, установленном КАС.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС.

Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Как показало обобщение судебной практики, судебными приставами-исполнителями допускаются чаще следующие нарушения действующего законодательства: не исполняются своевременно требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии, вынесенных в рамках исполнительного производства, постановлений. Преждевременно принимаются решения об окончании исполнительных производств без осуществления всех предусмотренных законом действий по исполнению исполнительных документов, не получают должного внимания обращения сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов, а в случае их принятия допускаются нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, что приводит к необходимости обращения в суд граждан и юридических лиц с заявлениями об обжаловании их действий (бездействия).

Порядок и сроки обжалования постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) регулируются правовыми нормами гл. 18 Закона об исполнительном производстве.

Жалоба рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения жалобы. По результатам рассмотрения жалобы арбитражным судом выносится судебное решение, а судом общей юрисдикции — определение.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Следует отметить, что пропуск 10-дневного срока обращения в суд с заявлением (жалобой) не является для суда основанием для отказа в ее принятии. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Например, заявитель К., узнав о постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства 23 апреля 2016 г., в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя обратилась лишь 21 сентября 2016 г., что подтверждается отметкой Почты России на конверте. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд заявителем представлено не было, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Помощник судебного пристава по закону № 118-ФЗ «О судебных приставах»

В связи с тем, что на сегодняшний день на каждого пристава-исполнителя приходится огромное количество производств (порядка нескольких сотен), введена новая должность — помощника судебного пристава, на плечи которого легли обязанности по ведению делопроизводства, а также получение информации, которая необходима для своевременного и качественного ведения дел. Важно подчеркнуть, что помощник пристава не имеет права выносить постановления, накладывать аресты, объявлять розыск, а также выполнять иные функции, относящиеся исключительно к ведению судебного пристава.

Так что в настоящее время еще одним лицом, непосредственно осуществляющим функцию по исполнению судебных решений, является помощник судебного пристава. Его права и обязанности несколько отличаются от прав и обязанностей судебного пристава-исполнителя.

Обязанности судебного пристава отличаются от обязанностей помощника тем, что в задачу помощника входит создание благоприятных условий для продуктивного выполнения приставом-исполнителем его должностных функций.

Помощники судебного пристава-исполнителя находятся в подчинении у приставов и выполняют данные последними поручения. При этом важно подчеркнуть, что никакого процессуального значения помощники не имеют, а их работа регламентируется только общими положениями законодательства о государственной службе.

Федеральным законом «О судебных приставах» такая должность вообще не предусмотрена.

Что входит в обязанности судебного пристава?

Чтобы подавать жалобу на действие или бездействие судебного пристава, прежде всего, нужно изучить что входит в его полномочия. Руководствуясь законом, выделяют следующие обязанности:

  • Полное и правильное осуществление мер, указанных в исполнительном документе.
  • Розыск должника, в том числе межгосударственный.
  • Отыскивание имущества неплательщика.
  • Ареста имущества и его изъятие.
  • Арест счетов и финансов лица.
  • Реализация изъятого имущества для погашения долгов.
  • Предусмотренный судебным актом обыск ответчика.
  • При обнаружения признаков преступления составлять заявление.
  • Обработка личных данных.
  • Обработка заявлений о ходатайстве.
  • Предоставлять участникам исполнительного производства материалы их дела для ознакомления.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

  • Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
  • Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
  • Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
  • Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
  • Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.
Читайте также:  Оплата за третьих лиц: как провести и оформить

Юридический статус судебных приставов

В ФССП по республике или же в структурном подразделении центрального аппарата работают должностные лица. Все они являются представителями государственной власти, что во многом объясняет юридический статус.

Однако законодатель выдвигает определенные требования к лицам, которые являются судебными приставами. Таким образом, должностным лицом такого рода может стать любой гражданин Российской Федерации, которому исполнился 21 год, имеющий образование высшее или же среднее профессиональное. Для судебных приставов-исполнителей обязательным является высшее юридическое или же экономическое образование. Также устанавливаются определенные требования к личностным и деловым качествам, здоровью служащего. Эти аспекты должны позволять судебному приставу осуществлять возложенные на него законодательством обязанности.

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)

Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.

Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

2.1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

База исполнительных производств судебных приставов

Граждане РФ, кто приобретает недвижимое имущество, транспортное средство или выезжает за пределы страны, обязаны проверить свои задолженности перед государственными структурами. Именно в Управлении Федеральной службы судебных приставов России (кратко УФССП) данную информацию можно получить при помощи онлайн-сервиса как физическому, так и юридическому лицу. Там подтвердят наличие либо фактическое отсутствие.

На сайте размещен интерфейс, позволяющий получить доступ к базе ИП. Воспользоваться сервисом может любой желающий. В разделе «Информационные системы» требуется зайти в подпункт «Банк данных ИП», ввести необходимые для поиска сведения:

  • физических лиц по фамилии;
  • юридических по ИНН, ОГРН;
  • ИП по ИНН и ОГРНИП.

Получение данных по задолженности гражданского населения: требуется ввести фамилию и нажать на «Поиск». При отсутствии – появится соответствующее уведомление. Наличие тут же отразится. Если пользователь, не рассчитавшийся по долговым обязательствам (кредитам), намерен погасить их, то подобное действие можно выполнить, используя интерфейс указанного сервиса. ФССП помогает не только получать своевременно информацию об имеющихся просрочках, но и осуществлять возмещение.

Что разрешается судебным приставам

  1. Судебные приставы могут обратить взыскание на собственность заемщика. Если у вас есть ноутбук, его могут арестовать и продать на аукционе, а вырученные от сделки деньги внести в счет погашения вашего кредита. Кроме того, могут быть взысканы ваши денежные средства на накопительном счете.
  2. Могут частично изыматься ваши периодические денежные средства (заработная плата, пенсия).
  3. Судебные приставы имеют право контролировать платежные документы заемщика на его месте работы, чтобы удостовериться, что из вашей оплаты труда поступают средства на погашение долга.
  4. Инспекторы могут входить в нежилые помещения, которые принадлежат заемщику, без его согласия на это.
  5. Самостоятельно оценивать имущество должника или привлекать к этому процессу оценщика.
  6. Продавать на аукционе вещи гражданина.
  7. Проводить розыск должника или привлекать органы внутренних дел для поиска ребенка.
  8. Запросить информацию у граждан, которые фигурируют в исполнительном производстве.
  9. Ограничивать передвижение должника за границу.
  10. Если у должника нет собственного имущества, может быть обращено взыскание на долю его имущества. Например, на половину совместно нажитого с супругом жилья или даже 1/5 долю в квартире.
  11. Банк по предписанию приставов обязан перевести деньги с дебетовой карты должника на погашение долга по мере их поступления на карту.
  12. В особых ситуациях применять физическую силу.
  13. Изъять 7% от суммы долга для компенсации исполнительского сбора в пользу инспекторов.
  14. Если должник намеренно скрывается от исполнителей и не реагирует на их извещения, специалисты могут вскрыть квартиру для того, чтобы найти должника.
Читайте также:  Модные очки для зрения 2022-2023 года: трендовые модели очков, тенденции, фото

Что делать если приставы нарушают ваши права

Если приставы ведут себя неправомерно, вы можете написать жалобу на данного инспектора старшему судебному приставу.

В шапке документа указываем данные уполномоченного лица и информацию о себе. В самом тексте жалобы укажите сведения о приставе, который нарушил ваши права, а также номер исполнительного производства, по которому он действовал.

Подробно опишите ситуацию, укажите дату, примерное время, адрес и действия пристава, которые являются незаконными. Например, он вскрыл вашу квартиру без сопутствующего разрешения или пришел к вам после 10 вечера.

Внизу опишите ваши требования: признать действия исполнителя незаконными на основании пункта закона «Об исполнительном производстве».

Заявление пишется в двух экземплярах. На вашей копии специалист, который принимал жалобу, должен поставить номер и дату принятия жалобы. Также вы можете попросить его указать свою фамилию и должность.

Кроме того, вы можете подать обращение через официальный сайт судебных приставов.

Бумагу необходимо подать в инспекцию в течение десяти дней после нарушения ваших прав специалистом. Организация должна ответить вам в аналогичный срок после получения заявления. Если их разъяснения вас не удовлетворили, вы можете обратиться с заявлением в прокуратуру, а затем в суд.

После того, как получено решение суда и дело запущено в производство, действия судебных приставов подвергаются четкой структуре:

  • принимается исполнительный лист;
  • возбуждается производство по исполнению решения;
  • должнику предоставляют срок, в течение которого он добровольно может погасить задолженность;
  • в ГИБДД, Госреестр отправляются соответствующие запросы, которые подтверждают или опровергают данные о задолженности;
  • выдается постановление, в котором указаны меры принудительного взыскания;
  • заключаются меры в наложении ареста или другом ограничении имущества в целях исполнения производства;
  • выпускается постановление об исполнительном сборе. Это решение выдается только после того, как официально установлено, что данное имущество принадлежит должнику;
  • выпускается постановление, которое говорит о завершении исполнительного производства. Данное постановление утверждает, что все принудительные меры были осуществлены и гражданин не имеет более задолженностей;
  • постановление о снятии мер. Данное постановление наиболее важное. После выполнения необходимых мероприятий с гражданина и его имущества снимаются все ограничения, наложенные ранее. Должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента вынесения.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

В первый же день, в который я приступил к своим обязанностям, мне передали в работу 1400 исполпроизводств, которые возбуждал мой предшественник, еще 400, я возбудил самостоятельно, за первую неделю работы в должности…

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

… После двухнедельной стажировки, я приступила к работе. Первое, что я увидела, это трехметровый шкаф, заставленный коробками с кипами дел. Их было более двух тысяч. Я была в шоке. Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *