Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовое положение о системе управления охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 марта 2022 года утратил силу приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н Типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Вместо него стал действовать приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н.Примерное положение о СУОТ. Действие документа распространяется на всех, без исключения, работодателей, включая ИП и субъектов малого предпринимательства.
Комплект нормативно-правовых документов
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить наличие в учреждении комплекта нормативно-правовых актов по охране труда.
Примерный перечень нормативных правовых актов по охране труда для ДОУ.
- Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». — заменен на Постановление Правительства Российской Федерацииот 24 декабря 2021 года N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». — заменен на Приказ Минтруда России от 20 апреля 2022 года № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») — заменен на Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. No 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». — заменен на «Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней», утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021г. №771н
- «Примерное положение о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №776н
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (заменен на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2020 г. No 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам»).
- Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (заменен на Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
- Приказ Минтруда России от 17.08.2015 N 552н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» (заменен на Приказ Минтруда России от 27.11.2020 No835н«Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»).
- Приказ Минтруда России от 17.09.2014 N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (заменен на Приказ Минтруда России от 28.10.2020 No753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
- Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». — заменен на «Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда», утв. Приказом Минтруда России от 22 сентября 2021г. №650н
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (заменен на Приказ Минтруда России от 15.12.2020 No903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»).
- Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (заменен на Приказ Минтруда России от 16.11.2020 N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»).
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
- «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
(вместе с «Программами обучения безопасности труда»). - «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».
- «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования».
- «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
- «ГОСТ 12.0.003-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
Охрана труда: Большие изменения в охране труда произойдут в 2021 году
9.1. Осуществление контроля соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательной деятельности предусматривает:
- проверку (обследование) состояния охраны труда в ДОУ и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- выполнение работниками дошкольного образовательного учреждения обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;
- принятие мер по устранению выявленных недостатков.
9.2. В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля:
- административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;
- производственный контроль соблюдения санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
9.3. I ступень. Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (старший воспитатель, заведующий хозяйством), педагогических работников за состоянием рабочих мест, выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории ДОУ, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты.
9.4. II ступень. Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда ДОУ и уполномоченным лицом по охране труда, за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда), обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
9.5. III ступень. Контроль осуществляют заведующий ДОУ (уполномоченное лицо) и председатель профкома (представитель иного представительного органа работников) не реже одного раза в полугодие.
9.6. На III ступени рекомендуется проверять результаты работы первой и второй ступеней контроля, предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля, выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9.7. Результаты контроля регистрируются в соответствующем журнале. В рамках мероприятий по контролю функционирования СУОТ в дошкольном образовательном учреждением должны быть выполнены также соответствующие требования по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
10.1. Планирование мероприятий по непрерывному совершенствованию и улучшению функционирования системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в ДОУ в целом следует выполнять своевременно.
10.2. Мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты контроля исполнения и оценки результативности выполнения планов мероприятий по реализации порядков;
- расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
- выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда администрацией дошкольного образовательного учреждения;
- предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комиссии по охране труда;
- изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
- новую информацию в области охраны труда.
Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.
В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.
На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438 н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.
Обновления документов по охране труда в 2021 году
- Распределение обязанностей в сфере охраны труда. Данный элемент положения о СУОТ полностью зависит от штатной расстановки дошкольного образовательного учреждения: он может быть дополнен или сокращен в зависимости от учреждения. В среднем, ответственность в части охраны труда в ДОУ распределяется между специалистом (или службой) по охране труда, руководителем ДОУ, заведующим хозяйством, и делопроизводителем.
- Локальная документация по охране труда. Во исполнение ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения. Положение о СУОТ в ДОУ определяет, какие именно НПА регулируют охрану труда в учреждении. Как правило, основные отличия от стандартного пакета документов по охране труда составляют инструкции по охране труда (для воспитателя детского сада, при уборке помещений в детском саду, при работе в пищеблоке и др.)
- Управление профессиональными рисками. Специфика дошкольных образовательных учреждений накладывает отпечаток и на совокупность профессиональных рисков, с которыми сталкиваются работники ДОУ. В составлении этой части положения мы рекомендуем обратить внимание на опасности психических нагрузок, стрессов, опасности недостаточной освещённости в рабочей зоне и, естественно опасности, связанные с организационными недостатками.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
в МДОУ № 122
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основной целью нашего учреждения является охрана жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности работников и воспитанников.
Буклет «Помни работник везде и всегда: главное – это охрана труда»
В ДОУ ведется большая работа по охране труда работников ДОУ совместно с профсоюзным комитетом.
На опасность упустить детали нельзя закрывать глаза, в особенности тогда, когда это безопасность воспитателей и детей. Это же касается и системы управления охраной труда в дошкольных образовательных учреждениях: положение о СУОТ в ДОУ требует максимальной концентрации и тщательной проработки. И, конечно же, центральный, образующий элемент системы не так прост, как кажется на первый взгляд, и имеет принципиальные отличия от Типового положения о СУОТ. В этой статье мы покажем Вам, как разделить рабочий процесс на более простые этапы и учесть все тонкости составления положения в дошкольных образовательных учреждениях.
Положение о системе управления охраной труда в 2018 году должно быть разработано в каждой организации как основополагающий локальный нормативный акт для обеспечения безопасности работников и производства.
Как его правильно разработать и согласовать, какую правовую основу взять за ориентир?
Сегодня в статье мы рассмотрим как правильно разработать Положение о системе управления охраной труда в школе и предложим Примерную форму Положения о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации.
Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 Трудового кодекса РФ).
Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано правительством, работодателями и работниками.
Министерством труда и социальной защиты РФ утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н, которое можно считать методическими рекомендациями для разработки Положения о СУОТ в школе, руководствуясь которым работодатель с учетом специфики деятельности организации разрабатывает это Положение.
Нормативно- правовыми документами для разработки Положения о СУОТ в школе могут быть:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
- Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438 «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015 № 12-1077 «О направлении рекомендаций по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
- Межгосударственный ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»,
- ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».
- ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия»
При разработке Положения о СУОТ в школе необходимо учесть, что в соответствии с Типовым положением:
- Распределение обязанносте�� в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления (пункт 17);
- Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника (пункт 21).
На эти же вопросы обращено внимание и в Письме Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015 № 12-1077, пункт 13 «Организация работ по охране труда в организации» которого предусматривает:
- Распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда и безопасности образовательного процесса.
- Создание службы охраны труда или введение должности по охране труда в штат организации.
- Участие работников и их представителей в управлении охраной труда в части привлечения работников….к консультациям, информированию работников, создания и функционирования комитета, комиссии по охране труда….
Примерное Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации может включать следующие разделы:
- Общие положения
- Политика в области охраны труда
- Основные цели в области охраны труда
- Обеспечение функционирования СУОТ (обязанности должностных лиц в сфере охраны труда)
- Процедуры, направленные на достижение целей школы в области охраны труда
- Планирование мероприятий по реализации процедур
- Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
- Планирование улучшений функционирования СУОТ
- Реагирование на аварии, несчастные случаи, отравления и профессиональные заболевания
- Управление документами СУОТ
В разделе «Практические материалы» можно скачать Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации, разработанное Отделом охраны труда и здоровья аппарата Общероссийского Профсоюза образования и дополнить его с учетом специфики деятельности своей общеобразовательной организации.
Когда положение разработано с учетом специфики деятельности организации, его необходимо согласовать с представительным органом работников или выборным органом профсоюзной организации и утвердить изданием приказа. Если такого органа нет, положение согласуется со всем коллективом работников.
Продолжение следует…..следующая статья будет о разработке Положения о системе управления охраной труда в дошкольном образовательном учреждении.
Положение о системе управления охраной труда в ДОУ
Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.
Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:
- Определение целей охраны труда.
Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.
- Анализ деятельности в области охраны труда.
Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.
- Распределение обязанностей по ОТ.
Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.
- Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
- Формулировка и подготовка процедур СУОТ.
На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.
- Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.
Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.
При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.
СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.
Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:
- даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
- в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
- СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.
Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?
Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.
Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.
В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.
Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:
- трудового договора;
- карточки Т2;
- табелей учета рабочего времени.
Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.
Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.
Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.
Утверждено новое положение о системе управления охраной труда
8.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в образовательной организации, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10) обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
11) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12) санитарно-бытовое обеспечение работников;
13) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
14) обеспечение социального страхования работников;
15) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
16) реагирование на аварийные ситуации;
17) реагирование на несчастные случаи;
18) реагирование на профессиональные заболевания.
8.2. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников в ДОУ устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 – 5 пункта 8.1.);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6 – 11 пункта 8.1.);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 12 – 15 пункта 8.1.);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 16 – 18 пункта 8.1.).
8.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
- планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников, взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
8.4. В детском саду проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
8.5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования, профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), и оформления отчетных документов определяется инструкцией, утвержденной заведующим ДОУ.
Вид | Контингент | Периодичность | Исполнитель |
---|---|---|---|
Вводный инструктаж | Все работники ДОУ | При поступлении на работу | Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ |
Первичный инструктаж | Работники ДОУ, кроме лиц, освобожденных от инструктажа на рабочем месте | По приходу на рабочее место | Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ |
Повторный инструктаж | Работники ДОУ, кроме лиц, освобожденных от инструктажа на рабочем месте | Один раз – в 6 мес. При выполнении работ повышенной опасности – 1 раз в 3 мес. | Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ |
Внеплановый инструктаж | Все работники ДОУ | В любое время при наличии следующих причин: — при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; — при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда; — при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай, авария и др.): — по требованию органов государственного надзора и контроля; — при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями) – более 30 календарных дней, для остальных работ – более 2 месяцев; — по решению заведующего ДОУ (уполномоченного им лица) |
Лицо, ответственное за ОТ (по приказу) или заведующий ДОУ |
Целевой инструктаж | Все работники ДОУ | При выполнении разовых работ или работ повышенной опасности | Руководитель выполняемых работ |
Обучение по ОТ членов администрации и специалистов с последующей проверкой знаний | Администрация, члены комиссии по охране труда, уполномоченные по охране труда от профсоюза (трудового коллектива) | В течение месяца после приема на работу (вступление в должность), при перерыве в работе более 1 года, далее – не реже 1 раза в 3 года | Обучение: -в лицензированном учебном центре, проверка знаний – квалификационной комиссией учебного центра; — в самом ДОУ по утвержденной программе обучения (40 ч.), проверка знаний — квалификационной комиссией в составе работников, прошедших обучение и аттестованных в учебном центре. |
9.3. Обучение оказанию первой помощи пострадавшим
9.3.1. Заведующий (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные заведующим (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
9.3.2. Обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
9.3.3. Обучение приемам первой помощи проводится лицами, прошедшими специальную подготовку. К проведению данного обучения могут привлекаться обучающие организации, имеющие право на оказание данного вида образовательных услуг.
9.3.4. Перечень должностей и профессий работающих лиц, подлежащих обучению приемам оказания первой помощи пострадавшим, конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим определяются ДОУ самостоятельно с учетом требований ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и действующей нормативной документации, а также специфики трудовой деятельности работников дошкольного образовательного учреждения.
Положение об организации работы по охране труда в ДОУ в 2022 году
С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:
- Новый порядок обучения по охране труда;
- Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
- Новый порядок психиатрического освидетельствования;
- Новая редакция раздела X трудового кодекса.
Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!
Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.
Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
«О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»
-
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022)
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Внедряем СУОТ в школе: подробная инструкция
Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:
- оценка профессиональных рисков;
- специальная оценка условий труда (СОУТ – не путать с СУОТ);
- учет травматизма и профзаболеваний;
- прохождение всеми работниками инструктажей и обучения по охране труда;
- прохождение медосмотров;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
- процедура подготовки работников по охране труда согласно Положению 1/29 и ГОСТ 12.0.004-2015. Для тих целей разработайте:
— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.- процедура организации и проведения специальной оценки условий труда с учетом закона 426-ФЗ;
- процедура управления профессиональными рисками;
- процедура проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований и пр. в соответствии с Приказом № 302н;
- процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников (описываются в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка и проч.);
- процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на основании Приказа Минздрава 290н;
- процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами на основании Приказа Минздрава 45н;
- процедура безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланир��йте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так, во Львовской области в начале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.
На основании разработок профессора Г.Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).
- Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
- Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
- Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.
В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.
На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438 н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.
Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.
Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.
Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.
Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».
Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:
- Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
- Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
- Провести внеплановый инструктаж.
- Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.
Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).
Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:
- Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
- Порядок проведения проверки устанавли��ается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
- В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».
Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.
Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).
Минтруд России также планирует изменить Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 30.12.2020).
Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:
- аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
- предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
- оформления результатов проведения СОУТ;
- рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
- получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.
Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.
После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.
Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.
Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2019!
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Выдержка:
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.
Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.
Локальные акты по вопросам Охраны труда (ОТ) в ДОУ
Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:
- постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
- формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
- соблюдение действующего законодательства по охране труда;
- разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
- постоянную работу по улучшению трудовых условий.
В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:
- обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
- улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
- проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
- анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.
Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.
Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:
- Определение целей охраны труда.
Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.
- Анализ деятельности в области охраны труда.
Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.
- Распределение обязанностей по ОТ.
Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.
- Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
- Формулировка и подготовка процедур СУОТ.
На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.
- Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.
Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.
При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.
СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.
Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:
- даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
- в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
- СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.
Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?
Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.
Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотр��но составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.
В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.
Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:
- трудового договора;
- карточки Т2;
- табелей учета рабочего времени.
Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.
Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.
Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.
В статью 209 Трудового кодекса РФ внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 No 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены поправки в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации».
Система управления охраной труда ( далее СУОТ)–комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования устанавливает:
- общие требования к разработке, внедрению, функционированию системы управления охраной труда у работодателя;
- единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;
- основные направления работы по охране труда у работодателя;
- распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда.
Как и все другие положения о системе управления охраной труда, положение о СУОТ в образовательной организации имеет классическую структуру, определенную Типовым положением о СУОТ, утвержденную Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438 «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
Обновления документов по охране труда в 2021 году
На опасность упустить детали нельзя закрывать глаза, в особенности тогда, когда это безопасность воспитателей и детей. Это же касается и системы управления охраной труда в дошкольных образовательных учреждениях: положение о СУОТ в ДОУ требует максимальной концентрации и тщательной проработки. И, конечно же, центральный, образующий элемент системы не так прост, как кажется на первый взгляд, и имеет принципиальные отличия от Типового положения о СУОТ. В этой статье мы покажем Вам, как разделить рабочий процесс на более простые этапы и учесть все тонкости составления положения в дошкольных образовательных учреждениях.
Как и все другие положения о системе управления охраной труда, положение о СУОТ в ДОУ имеет классическую структуру, унаследованную от Типового положения о СУОТ. В нём содержится и политика работодателя в области охраны труда, процедуры аудита системы и управления её документами. Положение так же включает в себя краткое описание процедур, отражающих алгоритм проведения необходимых мероприятий по охране труда: обучение по охране труда, специальную оценку условий труда, организацию и проведение медицинских осмотров. Как и во всех остальных случаях, положение о СУОТ в ДОУ утверждается специальным приказом.
- Распределение обязанностей в сфере охраны труда. Данный элемент положения о СУОТ полностью зависит от штатной расстановки дошкольного образовательного учреждения: он может быть дополнен или сокращен в зависимости от учреждения. В среднем, ответственность в части охраны труда в ДОУ распределяется между специалистом (или службой) по охране труда, руководителем ДОУ, заведующим хозяйством, и делопроизводителем.
- Локальная документация по охране труда. Во исполнение ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения. Положение о СУОТ в ДОУ определяет, какие именно НПА регулируют охрану труда в учреждении. Как правило, основные отличия от стандартного пакета документов по охране труда составляют инструкции по охране труда (для воспитателя детского сада, при уборке помещений в детском саду, при работе в пищеблоке и др.)
- Управление профессиональными рисками. Специфика дошкольных образовательных учреждений накладывает отпечаток и на совокупность профессиональных рисков, с которыми сталкиваются работники ДОУ. В составлении этой части положения мы рекомендуем обратить внимание на опасности психических нагрузок, стрессов, опасности недостаточной освещённости в рабочей зоне и, естественно опасности, связанные с организационными недостатками.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
в МДОУ № 122
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основной целью нашего учреждения является охрана жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности работников и воспитанников.
Буклет «Помни работник везде и всегда: главное – это охрана труда»
В ДОУ ведется большая работа по охране труда работников ДОУ совместно с профсоюзным комитетом.
На опасность упустить детали нельзя закрывать глаза, в особенности тогда, когда это безопасность воспитателей и детей. Это же касается и системы управления охраной труда в дошкольных образовательных учреждениях: положение о СУОТ в ДОУ требует максимальной концентрации и тщательной проработки. И, конечно же, центральный, образующий элемент системы не так прост, как кажется на первый взгляд, и имеет принципиальные отличия от Типового положения о СУОТ. В этой статье мы покажем Вам, как разделить рабочий процесс на более простые этапы и учесть все тонкости составления положения в дошкольных образовательных учреждениях.
Департамент государственной службы и кадров Минпросвещения России по согласованию с Общероссийским профсоюзом образования направляет для использования в работе примерные Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях.
Приложение:
1. Примерное Положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации — 55 стр.;
2. Примерное Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации — 55 стр.;
3. Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования — 66 стр.;
4. Примерное положение о системе управления охраной труда в средней профессиональной образовательной организации — 96 стр.
Директор Департамента М.В. Бакутин Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по примен��нию ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Охрана труда в детском саду в 2021 году
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ
- 6 вопросов про обучение по охране труда. Расставим точки над i
- Важное за апрель: инструкция по первой помощи, требования к аптечкам и новый порядок обучения
- Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам
- Пожарная безопасность: три популярных вопроса работодателей
- Главные вопросы про обучение по охране труда. Отвечают эксперты
- Охрана труда офисных сотрудников: ошибки работодателей
Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. На фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:
- приказ от 16.11.2020 № 782н об утверждении правил по ОТ при работе на высоте (основной законодательный акт, которым должны руководствоваться компании);
- ТК РФ;
- национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»;
- методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004);
- постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, которое утвердило порядок обучения и проверки знаний по ОТ работников организаций, и др.
В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.
По требованиям ТК РФ и приказа Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» и приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438Н, основными элементами системы управления охраны труда являются:
- разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
- созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
- основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
- методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.
Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.
Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:
- развитие политики в направлении объединения холдингов;
- подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
- рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
- план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
- документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
- документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.
Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.
Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.
Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование �� квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:
- проводить исследования, направленные, к примеру, на выявление максимально безопасного оборудования, задействованного при работе на высоте;
- планировать систему управления с обязательным указанием материальных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
- своевременно корректировать документацию по распределению должных обязанностей, этапов обучения, подготовки кадров и т. п.;
- проверять, насколько созданная модель эффективна в существующих условиях, при обнаружении непригодности, проводить ее изменение с учетом допущенных ошибок.
Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.
-
-
Проект положения о системе управления СУОТ 984.4 КБ
- 6 вопросов про обучение по охране труда. Расставим точки над i
- Важное за апрель: инструкция по первой помощи, требования к аптечкам и новый порядок обучения
- Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам
- Пожарная безопасность: три популярных вопроса работодателей
- Главные вопросы про обучение по охране труда. Отвечают эксперты
- Охрана труда офисных сотрудников: ошибки работодателей
- приказ от 16.11.2020 № 782н об утверждении правил по ОТ при работе на высоте (основной законодательный акт, которым должны руководствоваться компании);
- ТК РФ;
- национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»;
- методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004);
- постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, которое утвердило порядок обучения и проверки знаний по ОТ работников организаций, и др.
- разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
- созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
- основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
- методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.
- развитие политики в направлении объединения холдингов;
- подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
- рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
- план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
- документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
- документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.
- проводить исследования, направленные, к примеру, на выявление максимально безопасного оборудования, задействованного при работе на высоте;
- планировать систему управления с обязательным указанием материальных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
- своевременно корректировать документацию по распределению должных обязанностей, этапов обучения, подготовки кадров и т. п.;
- проверять, насколько созданная модель эффективна в существующих условиях, при обнаружении непригодности, проводить ее изменение с учетом допущенных ошибок.
- Для тех, кто обучался по ОТ в Учебном центре — внеочередная проверка также проводится в Учебном центре
- Остальным работникам внеочередная проверка проводится внутренней комиссией
- Если внеочередная проверка не будет проведена, удостоверение работника становится недействительным! Подробнее об удостоверениях
- Внеочередная проверка на отменяет, не заменяет и не продлевает очередную проверку знаний!
- Издать приказ о проведении мероприятий в связи с вводом в действие новых правил. В приказе определить сроки прохождения обучения в УМЦ, график проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по ОТ, назначить ответственных за проведение инструктажа.
- Направить на внеочередную проверку знаний по ОТ в УМЦ членов комиссии/ответственных по ОТ.
- Проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний для работников (проводят ответственные по ОТ).
- противопожарный инструктаж
- дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Охрана труда в детском саду в 2021 году
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. На фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:
В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.
По требованиям ТК РФ и приказа Федеральной службы по труду и занятости от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» и приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438Н, основными элементами системы управления охраны труда являются:
Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.
Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:
Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.
Важные изменения за март: положение о СУОТ, аптечки и порядок обучения
Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:
Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.
Главное про изменения по охране труда в 2021 году и порядок действий
В этом материале, который постоянно обновляется, вы можете узнать, какие правила по охране труда вступили в силу уже
Сейчас задача каждого специалиста по охране труда — привести в соответствие с новыми нормами документы организации и провести ряд мероприятий, инструктажей и обучений по ОТ. В помощь вам мы подготовили пошаговый гайд.
Пункт 3.3 Постановления Министерства труда и социальной защиты РФ
Здесь есть свои нюансы:
Важно также иметь в виду, что:
Итак, если изменения коснулись правил по охране труда, непосредственно касающихся производственной деятельности компании, необходимо:
Учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ» уже обновил учебные программы в соответствии с последними изменениями. Закажите обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму (ПТМ)
Пунктом 3 ППР 1479 Постановления
31 декабря 2020 г. Постановлением
Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации,
На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.
В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА,
Департамент государственной службы и кадров Минпросвещения России по согласованию с Общероссийским профсоюзом образования направляет для использования в работе примерные Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях.
Приложение:
1. Примерное Положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации — 55 стр.;
2. Примерное Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации — 55 стр.;
3. Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования — 66 стр.;
4. Примерное положение о системе управления охраной труда в средней профессиональной образовательной организации — 96 стр.
Директор Департамента | М.В. Бакутин |
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.