Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России ввели утилизационный сбор на квадроциклы и снегоходы. В чем смысл?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств
Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.
Кто освобождается от утилизационного сбора?
Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Утилизационный сбор на квадроциклы 2018
Введение утилизационного сбора на квадроциклы в России связано с вступлением страны в ВТО и требованиями Европы. Сбор уплачивается в бюджет однократно, при покупке транспортного средства. Поступления будут направлены на повышение экологической безопасности, защиту окружающей среды от факторов вредного воздействия во время эксплуатации транспорта.
Статьей 24.1 последней редакции закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» введен утилизационный сбор (УС) на все колесные транспортные средства. Виды и категории ТС устанавливаются отдельными Постановлениями Правительства РФ.
Постановление №1291 от 26 декабря 2013 года регламентирует утилизационный сбор относительно колесных транспортных средств. Постановлением №81 от 06 февраля 2016 года утверждены коэффициенты расчета размера утилизационного сбора в зависимости от группы самоходного транспорта.
Но до сих пор не урегулирован вопрос непосредственной утилизации. Нет положения, обязующего владельцев техники сдавать единицы, которые больше не эксплуатируются в связи с полным износом. Не изменена система снятия транспорта с учета: нет необходимости сдавать машину на утиль. Хотя во многих странах без этого нельзя снять технику с регистрационного учета.
Экологический сбор в 2018 году
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.
Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) | 182 1 1200 120 |
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) | 182 1 1200 120 |
Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2019 года.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Возврат утилизационного сбора
Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не “увидели”. В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:
- ФНС – если авто произведено на территории России;
- ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.
Если вы переплатили, скачивайте и подавайте Заявление о возврате излишне уплаченных сумм утилизационных сборов в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.
Решение о возврате утилизационного сбора
К заявлению приложите копии:
- Паспорта владельца (основных страниц).
- ПТС (копия + оригинал).
- Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
- Подтверждения ошибочности взыскания УС.
На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.
Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3-х лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата – перевод на счет заявителя в банке.
Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;
4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:
1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.
Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);
3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;
4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;
5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;
6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.
Размеры ставок и расчет утилизационного сбора
Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
· Не более 3 лет;
· От 3 до 7 лет;
· Более 7 лет
Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.
Ставки для физических лиц на утилизационный сбор от 01.01.2022 для легковых авто, ввозимые для личного пользования:
Дата выпуска автомобиля |
Ставка для легкового автомобиля для физлиц |
Не более 3 лет |
544,5 BYN |
Старше 3 и не старше 7 лет |
816,7 BYN |
Старше 7 лет |
1225,1 BYN |
Дополнительные доходы, полученные от корректировки ставок утилизационного сбора, будут направлены на финансирование мер государственной поддержки спроса, говорится пояснительной записке к проекту постановления. Официальный представитель в России отраслевого союза производителей сельхозтехники VDMA Agricultural Machinery Михаил Мизин напоминает, что в 2021 году, когда принималось решение о введении утилизационного сбора на сельхозтехнику, оно объяснялось тем, что собранные деньги пойдут на обеспечение экологической безопасности и компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде.
— Однако о создании какой-либо системы или инфраструктуры по безопасной утилизации техники ничего не сообщается. Чаще всего старая техника просто сдается на металлолом. Получается, что деньги с отрасли собираются, но какая часть их них направляется на заявленные цели – неизвестно. Теперь, в 2021 году, предлагается увеличить коэффициенты утилизационного сбора в два и более раз, но не представлено никаких обоснований или расчетов. Такое резкое увеличение нельзя привязать ни к инфляции, ни к девальвации, а значит, и индексацией это считать нельзя!
Сейчас загрузку отечественных предприятий, производящих сельхозтехнику, чиновники оценивают в 50%. Кроме того, в настоящее время ряд оборонно-промышленных предприятий реализуют планы по диверсификации выпускаемой продукции, содержащие в том числе специализированную технику (тракторы, бульдозеры, землеройную технику, дробильно-сортировочные комплексы), говорится в пояснительной записке. Все это, по мнению законотворцев, позволит сформировать конкурентоспособное предложение на российском рынке, простимулирует спрос на компонентную базу (двигатели, коробки переключения передач, системы управления), что приведет к росту высокооплачиваемых рабочих мест в отраслях специализированного машиностроения и снизит зависимость цены продукции от колебания курса иностранной валюты.
Представители «Урожая» называют оценку по загрузке мощностей отечественных предприятий сельхозмашиностроения в 50% спорной: по их информации, полученной из открытых источников СМИ и отчетов самих производителей и данных дилеров и «Ростсельмаш», загрузка по самоходной технике составляет 100%. Таким образом, уверены специалисты «Урожая», дефицит техники приведет к не к прогрессу в темпах обновления машинно-тракторного парка России, а как минимум к его стагнации и регрессу.
Что касается планов предприятий оборонно-промышленного комплекса по выпуску спецтехники, то в настоящее время в части выпуска конкретных серийных единиц самоходной техники, которая в ближайшие 3-4 года может быть использована в российских сельскохозяйственных предприятиях, они пока не реализованы. А значит, подчеркивают представители «Урожая», российское сельское хозяйство не имеет этого источника поступления требуемой техники для текущего производственного процесса.
Механизм вычисления суммы сбора
Расчетная формула представляет собой произведение базисной ставки сбора на определенный специальный множитель.
Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка * Коэффициент
Коэффициенты и базисная ставка определены Постановлением Правительства РФ (№1291 от 26.12.2013) и прописаны в «Перечне видов и категорий ТС». Впоследствии в этот Перечень вносятся только изменения. Так, например, с 1 января 2021 года вступило в действия повышение некоторых коэффициентов, в основном, для легковых автомобилей. Данный перечень размещен на Интернет-ресурсах. Базисная ставка по легковым автомашинам определена в 20 тыс. рублей. Для грузовых автомобилей, спецтехники и прицепов – 150 тыс. рублей.
Автопром догнала индексация
Согласно проекту, базовая ставка для расчета утилизационного сбора на легковые автомобили вырастет с 20 тысяч рублей до 25 тысяч рублей, прицепов — с 150 тысяч рублей до 187,5 тысяч рублей.
Там также отмечается, что дополнительные поступления в федеральный бюджет позволят в том числе продолжить реализацию в 2021 году программ стимулирования спроса на автомобильную технику, таких как льготное автокредитование, льготный лизинг и скидка на газомоторную технику.
Эти программы, подчеркивается в документе, направлены прежде всего на поддержку социально-приоритетных категорий — семей имеющих детей, молодых людей, впервые приобретающих автомобиль, медицинских работников, а также малого и среднего бизнеса и распространяются на высоколокализованные автомобили массового, доступного ценового сегмента.
Как ранее сообщала «РГ», на реализацию этих программ запланировано выделить на 2021 год более 16 млрд рублей.
Повышение ставок не вызовет роста цен на российские автомобили, а подорожание импортных не будет существенным, ожидают в Минпромторге
В пояснительной записке отмечается, что повышение сбора не должно привести к удорожанию импортных автомобилей. «В части импортируемых автомобилей необходимо отметить, что доля утилизационного сбора в их стоимости составляет порядка 5%, при этом за период 2018-2019 годов ввозная пошлина на импортируемые легковые автомобили была снижена с 20% до 15%. Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — поясняют разработчики проекта постановления.
Правовые аспекты эксплуатации автотранспорта эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
«Ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составит не более 4500 руб. в отношении новых автомобилей и не более 6500 руб. в отношении автомобилей, бывших в употреблении», — говорится в пояснительной записке к документу.